Финансовая грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа
№ 6»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на ШМО учителей
начальных классов

заместитель директора
________________________

Протокол № 1 от «29»
августа 2023 г.

Галкина О.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 2-3 классов

Нижний Новгород 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной
программы сквозного экономического образования. Преподавание курса
основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании
различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий.
Поэтому, имея социально- экономическую направленность, данная программа
создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих
способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми
знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи
и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших
задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций,
экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в
мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников
сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном
выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.
Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и
человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание
предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Начальное экономическое образование является одним из факторов,
оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к
материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы
уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность
возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически
рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается
бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство,
как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время
правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они
сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в
начальной школе
носит пропедевтический
характер и подготавливает младших школьников к изучению
экономического компонента предметов «Обществознание», «География»,
«Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В процессе
экономического образования учащиеся
получают
представления
о
богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве,
результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать
зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его
потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение
природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к
природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как
оценки результата труда людей.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание
трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремленности,
предприимчивости,
ответственности,
уважения
к
труду
и
предпринимательской деятельности.
Задачи:
 формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и
расходах, об общих принципах управления доходами и
расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих
принципах
кредитования
и
инвестирования,
о
предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и
защите прав потребителей;
 формирование у обучающихся установки на необходимость вести
учет доходов и расходов, навыков планирования личного и
семейного бюджетов и их значимости;
 формирование
понимания
необходимости
долгосрочного
финансового планирования, установки на необходимость
аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
 формирования навыков оценивать свою кредитоспособность,
умения долгосрочного инвестирования;
 формирование навыков составления бизнес - плана для
обеспечения продуманности действий в будущем;
 обучение основным расчетам экономических показателей:
прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса:

- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и
проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Финансовая
грамотность», составляет 68 часов (один час в неделю в каждом классе):
2 класс – 34 часов, 3 класс – 34 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление
первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы,
свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают
их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах
разных государств.
Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от
подделок бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
4. Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
3 КЛАСС
1. Откуда

в семье деньги (9 часов)
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в
наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником
дохода современного человека является заработная плата, размер заработной
платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том,

что собственник может получать арендную плату и проценты, государство
помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно
взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей
деньги.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
2. На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы
обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их
создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
3. Как

умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия: бюджет
план доходов и расходов. Люди
ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
4. Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются
сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Финансовая грамотность» на уровне начального
общего образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за
свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные :
 понимание цели своих действий;
 составление простых планов с помощью учителя
 проявление познавательной и творческой инициативы;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
 освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
 составление текста в устной и письменной формах;

 умение слушать собеседника и вести диалог;
 умение признавать возможность существования различных точек зрения

и права каждого иметь свою;
 умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий
 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
 умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 умение понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 умение характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный

бюджет
 умение определять элементарные проблемы в области семейных
финансов и путей их решения
 умение проводить элементарные финансовые расчеты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1.1

Что такое деньги и откуда они
взялись

9

1.2

Рассмотрим деньги поближе. Защита
от подделок

8

1.3

Какие деньги были раньше в России

6

1.4

Современные деньги России и
других стран

11

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

http://www.uchportal.ru/load/136
http://www.uchportal.ru/load/136
http://www.uchportal.ru/load/136
http://www.uchportal.ru/load/136

2

2

3 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.1

Откуда в семье деньги

9

http://www.uchportal.ru/load/136

1.2

На что тратятся деньги

10

http://www.uchportal.ru/load/136

1.3

Как управлять своими деньгами

5

http://www.uchportal.ru/load/136

1.4

Как делать сбережения

10

http://www.uchportal.ru/load/136

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Программа разработана с учетом решения задач воспитания, развития и социализации, обучающихся
средствами предмета. Направлена на актуализацию гражданского, патриотического, духовнонравственного, эстетического воспитания, ценности научного познания.
Количество часов
№ п/п

1

Тема урока

Вводное занятие.

3

Товар. Деньги. Виды денег.
Ликвидность.
Покупка.

4

Монеты. Бумажные деньги.

5

Виды денег: наличные,
безналичные

2

8

Виды денег: наличные,
безналичные
Деньги - средство обмена, а не
благо
Виды денег. Выгода обмена

9

Виды денег. Выгода обмена

6
7

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1
1
1
1
http://www.uchportal.ru/load/136

1

1
1
1
1

10

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

1

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.
11

12

http://www.uchportal.ru/load/136

1
Номинал. Банкнота. Купюра.

1

Номинал. Банкнота. Купюра.
13

14
15
16

17
18
19
20

21

22

http://www.uchportal.ru/load/136

1
Фальшивые деньги. Как их
отличить.
Металлические и бумажные
деньги.
Почему изготовление
фальшивых денег является
преступлением.
Почему изготовление
фальшивых денег является
преступлением.
Какие деньги были раньше в
России
«Меховые деньги».
Старинные деньги. Куны.
Денга.
Копейка. Гривна. Грош.
Алтын. Рубль. Гривенник.
Полтинник.
Ассигнация.

1

1
1
1

1
1
1
1
http://www.uchportal.ru/load/136

1

1

23

Происхождения денег.

1

25

Современные деньги России и
других стран
Банки. Деньги. Виды денег

26

Банки. Деньги. Виды денег

1

27

Доллары. Евро.

1

24

28

29

30

Виды денег: наличные,
безналичные,
электронные.
Виды денег: наличные,
безналичные,
электронные.
Пластиковые карты.

1
1
1

1
http://www.uchportal.ru/load/136

1

1

1

32

Деньги - средство обмена, а не
благо
Безналичный расчет.

33

Современные российские
деньги.

1

34

Итоговое занятие.

1

1

34

2

31

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
http://www.uchportal.ru/load/136

2

3 КЛАСС
Программа разработана с учетом решения задач воспитания, развития и социализации, обучающихся
средствами предмета. Направлена на актуализацию гражданского, патриотического, духовнонравственного, эстетического воспитания, ценности научного познания.
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Вводное занятие.

1

2

Доходы семьи.

1

3

Доходы семьи.

1

4

Зарплата.

1

5

Пенсия.

1

6

Пособия.

1

7

Стипендия.

1

8

Источники доходов.

1

9

Источники доходов.

1

10

Расходы.

1

11

Сбережения.

1

12

Сбережения.

1

13

Долги.

1

14
15

Расходы. Непредвиденные
расходы.
Расходы. Непредвиденные
расходы.

1
1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

http://www.uchportal.ru/load/136

http://www.uchportal.ru/load/136

16
17

Понимание происхождения
расходов.
Понимание происхождения
расходов.

1

20

Различие планируемых и
непредвиденных расходов.
Различие планируемых и
непредвиденных расходов.
Расходы и доходы.

21

Семейный бюджет.

1

22

Семейный бюджет.

1

18
19

1
1

24
25

Виды сбережений.

1

26

Виды сбережений.

1

27

Банковский вклад.

1

28

Копилка.

1

29

Недвижимость.

1

1

1
1

31

Сравнение разных видов
сбережений.
Сравнение разных видов
сбережений.

32

Различие сбережений.

1

33

Различие сбережений.

1

34

Итоговое занятие.

1

30

http://www.uchportal.ru/load/136

1

Планирование семейного
бюджета.
Планирование семейного
бюджета.

23

1

1

1

http://www.uchportal.ru/load/136

1
1

1

http://www.uchportal.ru/load/136

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».