Приложение К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ II вариант ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками, дидактическими пособиями и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью. Задачи и направления рабочей программы: - формирование умений активно реагировать на предложение взрослогополепить, порисовать. поклеить ; - освоение действий при работе с изобразительными средствами-рисоватькарандашами, фломастерами, красками; - освоение действий выполнения по образцу аппликации и изображенийпростых предметов - освоение действий наклеивания предметов ,составляя их из отдельныхчастей, - освоение действий передачи при лепке формы знакомых предметов, сравнивая её с основной формой-эталоном, работая по образцу. Общая характеристика учебного предмета Обучение ребенка с умственной отсталостью изобразительной деятельности продиктовано не только традиционном подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью введения таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.. Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями, обеспечивает развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук ,зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Овладение простейшими изобразительными навыкамиукрепляет его уверенность в своих силах. 2 Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность в выполнении доступных операций. В учебном плане предмет представлен с 1 по 7 год обучения. Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из воска, бумаги, дерева, ткацкой и другой продукции. При планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету следует учитывать зону ближайшего развития учащегося, степень и виды его нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуальные особенности, потребности, социальный контекст его жизни. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с нарушением интеллекта. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство» варианта 2, примерной основной образовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Класс 1 1 2 3 4 5 6 7 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. дополнительн основной ый Количество часов в 3 ч. 3 ч. неделю Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Предметные результаты 3 — Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов — используя Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,соблюдая общепринятые правила поведения — Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрастужитейских задач — Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом — — Использование доступных жестов для передачи сообщения Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека — Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях Умение выполнять доступные изобразительные виды работ: лепка предметов ,рисование и раскрашивание предметов и сюжетов, вырезание предметов др. Умение соблюдать технологические процессы в изобразительной деятельности(в лепке, аппликации, рисовании). Умение соблюдать аккуратность в работе (в лепке ,рисовании красками,с клеем в аппликации) . Базовые учебные действия. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),пользоваться учебной мебелью; 4 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (подниматьруку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Физические характеристики персональной идентификации: -определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); -определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность -определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация -определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); -проявляет уважение к людям старшего возраста. «Уверенность в себе» -осознает, что может, ачто ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» -понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); -проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» -умеет устанавливать и поддерживать контакты; -избегает конфликтных ситуаций -принимает доброжелательные шутки в свой адрес; Мотивационно –личностный блок -испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) Биологический уровень -сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях: -семейно –бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности: -проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); 5 Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь -осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи -осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность -не мусорит на улице; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: -воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: -принимать и оказывать помощь. При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки: -создавать предпосылки; -будет иметь возможность; -создать условия для формирования (чего либо); -с помощью педагога выполняет действия; -предоставить возможность; -сформировать представление (о чем-либо); -создать условия для формирования представления (о чем-либо). Содержание предмета Пропедевтический уровень (1, 2, 3класс) 1. Привлечение внимания учащихся к предметам изобразительной деятельности, инструментам и способам работы с ними. 2. Развитие тонкой моторики рук и навыков крупной (общей) моторики. 3. Упражнения с предметами для изобразительной деятельности 4. Формирование предпосылок 6 к способности самостоятельно выполнять задания 5. Продуктивная деятельность в процессе занятия . Базовый уровень (4, 5, 6, 7 классы) 1. Лепка(пластилин, тесто) 2. Аппликация 3. Рисование (карандаши, фломастеры) 4. Рисование(гуашь, краски) 5. Аппликация, рисование(декоративные) Форма контроля: динамический контроль. Пропедевтический уровень Нормализация прикосновений чувствительности (прикосновения рук. руками Восприятие (поглаживание, пассивных давление, похлопывание, нажимание, массирование); прикосновение материалами, различными по температуре, фактуре, материалу, вязкости; вибрация; тактильная стимуляция ладони). Ответ на прикосновения (выражение ребенком реакции в ответ на различные воздействия (прикосновения) с помощью напряжения/расслабления, оборонительного поведения, мимики, крика, вокализаций, вербальной/альтернативной коммуникации как способом выражения согласия/несогласия; выявление предпочитаемого воздействия (прикосновения); стимуляция показа желания повторить предпочитаемое воздействие (прикосновение) («стоп-игра»); показ желания повторить предпочитаемое воздействие (прикосновение)). Целенаправленное восприятие тактильных раздражителей (чувство нажатия и прикосновения (пассивная часть осязания; поглаживание ладони, похлопывание по руке, ладони, массирование руки, позже - использование губки, щётки, полотенца, по возможности также песка, воды, гороха и т.п.); осязание (рука, рот); чувство температуры; чувство боли). Получение знаний о материалах, предметах и орудиях труда через базовые действия. Знакомство с предметами и материалами при помощи 7 рук,прикосновения и хватание (прикосновение к предмету и удержание его в течение короткого времени: пассивные движения руками ребёнка в сыпучем, жидком, вязком или ином материале, пассивное вкладывание предметов в руку ребёнка и смыкание его руки вокруг предмета; удержание предмета и исследование его ртом (сосание, облизывание, проба на вкус); удержание предмета и исследование его глазами). Целенаправленный захват и удержание предметов (пассивное или самостоятельное перемещение руки к предмету: прикосновение к предмету (бросающиеся в глаза формы, цвета, размеры и т.п.), фиксация (захват) предмета; захват предмета одной и обеими руками: захват предмета, находящегося в руке взрослого, захват предмета, находящегося в различных положениях; захват, удержание и действие с предметами: одной рукой, обеими руками, перекладывание предмета из руки в руку, совершение действия обеими руками). Использование различных захватов (индивидуальный адаптированный хват, ладонный захват, плоский щипковый захват, пинцетный захват, щипцовый захват). Целенаправленное отпускание предметов (стимулирование навыка раскрытия ладони; стимулирование появления намерения добиться эффекта от изменения положения предметов, их свойств и качеств через отпускание и бросание; восприятие изменения положения предмета; самостоятельное изменение положения предмета (толкать, ставить, снимать и т.д.); бросание или отпускание предмета: в неограниченном пространстве, в ограниченном пространстве, в отверстие ёмкости). Привлечение внимания учащихся к предметам. Любопытство как предпосылка практической предметной-практической деятельности (узнавание собственного тела, знакомство с ним: пальчиковые игры, игры на коленях, «что умеют мои руки, ноги, глаза» и т.д.; наблюдение за объектами, вызывающими интерес; нахождение рядом с объектами (в непосредственной близости); практическое исследование объектов: свободное поле действия, исследование объекта, занятия с самостоятельно выбранными объектами). Манипулирование объектами (воздействие на объекты и обнаружение 8 взаимосвязи между собственными действиями и эффектом: захват, отталкивание и т.п. мячей, кубиков и иных предметов, сминание бумаги, открывание и закрывание сосудов; повторение известных манипуляций с объектами (выработка образцов поведения); исследование/изучение новых манипуляций с объектами).Вычленение частей и признаков объектов (привлечение внимание/концентрация внимания к частям/признакам, понимание и использование отношений между ними: раскладка целого на части, сборка частей в одно целое; осмысление отношений между частью и целым). Подобающее (функциональное) обращение с объектами (привлечение внимание/концентрация внимания к функциям объектов (демонстрация, показ, объяснение); вычленение функций объектов; понимание и применение обозначения функций объектов). Осмысление качества обращения с объектами (нахождение одинаковых свойств у разных объектов, нахождение разных свойств у объектов одного вида). Навыки тонкой моторики рук. Координация движений рук (действия в одном направлении: хлопки, постукивания обеими руками, рисование двумя руками, замешивание теста, раскатывание мягкого пластичного материала, работа по складыванию, сгибанию мягкого материала (фетр, ткань, бумажные салфетки; асимметричные движения (каждая рука осуществляет своё движение); «рука для удержания – рука для действия» (одна рука держит, другая осуществляет действие); доминирование руки: предложение материалов с той стороны, которая проявляется как доминантная). Пальчиковая гимнастика. Тренировка кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание, помахивание кистями с постепенным увеличением совершенствованием амплитуды межанализаторного движений в взаимодействия суставах и (зрительного, слухового, тактильного анализаторов) совместно с педагогом и/или самостоятельно. Формирование кинестетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса (игры с пирамидками, кубиками, матрёшками, 9 настольным конструктором, шнуровками, кольцами/шарами/предметами для насаживания на штырьоснову и пр.). Развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, пальцев и кистей рук по подражанию и/или словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения, серии движений). Произвольная регуляция моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Изолированные дифференцированные умения для рук (комкание, сминание, разрывание, сгибание, приглаживание, размазывание, пересыпание, переливание, вынимание, складывание, перекладывание, наполнение предмета (песком, водой, крупой и т.д.), разминание, сплющивание, отщипывание, скатывание, формирование формы, разворачивание, сворачивание, разглаживание, расстилание, отжимание (мокрой ткани, губки), завязывание узелка, выполнение фигур и элементов, собирание кусочков, перелистывание, отвинчивание (крышек, деталей, колпачков флаконов и пр.), завинчивание, вращение, резка/разрезание и т.д.). Произвольная регуляция силы мышечного тонуса рук («сильное», «среднее», «слабое» сжимание). Регуляция направления приложения силы .Умение узнавать предметы на основе зрительного восприятия (принцип «найди такой же»). Развитие праксиса позы. Выработка динамической координации движений. Формирование навыка удержания двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Развитие навыков крупной (общей) моторики. Развитие двигательной подражательности. Переключение с одного вида деятельности на другой. Выработка динамической координации движений: удержание предмета, перемещение из руки в руку, с места на место, дотягивания на различные расстояния; ходьба (перемещение доступным способом) с предметами, сохранение равновесия и целостности переносимого предмета. Выполнение изолированных, попеременных и последовательных двигательных действий. Регуляция направления движения, приложения силы, амплитуды, интенсивности движения. 1 0 Развитие двигательных стереотипов. Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу. Игры с красками: создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой; последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами. Демонстрация ученикам примеров рисования красками: «Дорожка для машины», «Капельки» и т.п. Побуждение эмоционального отклика на яркие пятна, мазки, штрихи, посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами. Жестовые игры. Игры-пантомимы: «Ветер-ветер», «Падают листья», «Дождик», «Прогулка под зонтиком», «Несу корзину» и др. тематические игры. Базовый уровень Раздел: "Лепка" Знакомство с пластичными материалами (пластилин, тесто, глина, магнитный песок). Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина, магнитный песок. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы с пластичными материалами: стека, скалка, валик, форма, приспособлений штамп. для Узнавание работы с (различение) пластичными инструментов материалами и по функциональному назначению. Разминание пластилина (теста, глины) доступным способом. Раскатывание теста (глины) скалкой. Размазывание пластилина без задания по поверхности подложки, доски, листа бумаги, картона. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Катание колбаски на доске, в руках. Сгибание колбаски в кольцо. Катание шарика на доске, в руках. Расплющивание материала на доске, в руках (одной ладонью/двумя ладонями, одним пальцем/между пальцами, кулаком). Получение формы (фигуры) путем выдавливания формочкой. 1 1 Вырезание заданной формы по шаблону стекой. Проделывание отверстия в детали. Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, ладонью, кулаком, штампом и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединѐнных сюжетом. Раздел: " Рисование" Знакомство с материалами и инструментами, используемыми для рисования: краски (акварельные, гуашевые, акриловые и пр.), пальчиковые краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, кисти, емкость для воды, штампы, трафареты инструментов, и т.д. используемых Узнавание для (различение) рисования, по материалов и функциональному назначению. Оставление графического следа без инструментов: рисование пальчиковыми красками по поверхности листа бумаги, картона, зеркала (пальцами, извилистых, кистью, кулаком, ступнѐй) зигзагообразных линий. «каракулей», Освоение точек, и прямых, соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти (штампа) в баночку (поддон) с водой, снятие лишней воды с кисти (валика, штампа), обмакивание кисти (штампа) в краску, снятие лишней краски о край баночки (поддона), рисование (закрашивание, оставление следа) на листе бумаги, опускание кисти (штампа) в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Освоение приемов и техник рисования карандашом, мелками, фломастерами. Рисование без задания. Рисование точек. Рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, извилистых, зигзагообразных линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, 1 2 квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание поверхности листа (карандашами, мелками, фломастерами, красками при помощи кисти, штампа). Закрашивание поверхности внутри и снаружи трафарета. Обводка трафарета по внутреннему и внешнему контуру. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Заполнение контура штриховкой. Штриховка: справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх, по диагонали, двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование доступным образом с использованием нетрадиционных техник. Раздел: " Аппликация" Знакомство, узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др., природных и бросовых материалов, подходящих для изготовления аппликационных работ. Знакомство, узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, трафарет, дырокол и др. Комкание, сминание, отрывание, разрывание, сгибание, складывание, приглаживание, скатывание, разворачивание, сворачивание, перелистывание листа бумаги, картона, салфетки, фольги, прочих материалов. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом 1 3 чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 дополнительный класс Рабочая программа для 1 дополнительного класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю –3 1 модуль № Наименование разделов, тем программы 1 1.1 Развитие мелкой моторики Давайте познакомимся.Играем с цветными 3 карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее). Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями.Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их. Я и моё тело.Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, ластикоми т. п. 1.2 1.3 Кол-во часов Всего часов: 2 модуль Наименование разделов, тем программы 1 1.1 Развитие мелкой моторики Явления природы.(Небо 6 РекаСолнышко)Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Растительный мир.(Луг, Полянка)Знакомимся с 3 природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками. Фрукты и ягоды.(Яблоко 6 зеленое,красное)Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации. 15 1.3 Всего часов: 5 15 № 1.2 7 Кол-во часов по каждому разделу 3 модуль № 1 Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование и развитие целенаправленных избирательности, освоение отдельных операций 1 4 действий, 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 4 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Всего часов: 5 модуль № 1 1.1 1.1 1.2 Всего часов: Фрукты и ягоды (Крыжовник, Виктория по 4 трафарету ). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. Игрушки. (Мячик. Башенки)Рисование 10 акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. Домашние животные.(Раскраски.По 4 шаблону)Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. 18 Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций 3 Животные (Раскраски.По трафарету)). Знакомство с различнымподелочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина. 4 Явления природы.(Снежные хлопья)Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. Посуда.(Раскраски.)Декоративное 6 рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование краскамии карандашами. 5 Одежда.(Раскраски.Раскрась шарфик)Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. 18 Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Одежда (По трафарету.Раскраски)). 1 Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Мебель. Проводим линию не отрывая 5 карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру. Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми 12 красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 1 5 6 модуль № Наименование разделов, тем программы Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных избирательности, освоение отдельных операций 1.1 Явления природы.Смешиваем 3 акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. 1.2 Птицы. Рисуем мелками, карандашами. 3 Выкладываем аппликацию. 1.3 Растительный мир. Рисуем акварельными 12 и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. Всего часов: 18 1 действий, 1 класс Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю количество занятий в классе в неделю –– 33 1 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 2 модуль № 1 1.1 1.2 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов по каждому разделу Развитие мелкой моторики Давайте познакомимся.Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее),исследуем свойства пластилина Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями.Выполняем простые манипуляции с карандашами. Изучаем различные образцы бумаги, исследуем их. Знакомимся с пластичным материалом (пластилином,тестом) Я и моё тело.Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п. 15 Наименование разделов, тем программы 3 7 5 Кол-во часов по каждому разделу Развитие мелкой моторики Явления природы.Смешиваем акварельные краски, 6 играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Растительный мир. Знакомимся с природным 3 материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками. 1 6 1.3 Всего часов: 3 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 4 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Всего часов: 5 модуль № 1 1.1 1.1 Фрукты и ягоды.Играем с гуашевыми красками, 6 исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации. 15 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов по каждому разделу Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование 4 гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. Игрушки. Рисование акварельными красками: 10 пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. Домашние животные. Выкладываем 4 изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. 18 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов по каждому Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Животные (продолжение). Знакомство с различным 3 поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина. Явления природы. Рисуем мелками, карандашами. 4 Выкладываем аппликацию. Посуда. Декоративное рисование. Аппликации из 6 рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Одежда. Декоративное рисование. Аппликации из 5 рваной бумаги, рисование красками и карандашами. 18 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов по каждому разделу Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Одежда (продолжение). Декоративное рисование. 1 Аппликации из рваной бумаги,рисование красками и карандашами. Мебель. Проводим линию не отрывая карандаш, 5 1 7 раскрашиваем изображение по готовому контуру. Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. Всего часов: 18 1.2 6 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 12 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов по каждому разделу Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Явления природы.Смешиваем акварельные 3 краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Птицы. Рисуем мелками, карандашами. 3 Выкладываем аппликацию. Растительный мир. Рисуем акварельными и 12 гуашевыми красками.Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 2 класс Рабочая программа для 2 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю –3 1 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: Наименование разделов, тем программы Кол-во часов Развитие мелкой моторики Давайте познакомимся.Играем с цветными 3 карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее). Учебные 7 принадлежности.(Тетрадь,карандаш,раскраска) Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их. Я и моё тело.Рвем бумагу, рисуем карандашами и 5 красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п. 15 2 модуль № Наименование разделов, тем программы 1 8 Кол-во часов по каждому разделу 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 3 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 4 модуль № 1 1.1 1.2 Развитие мелкой моторики Явления природы(Дождик,радуга,осень) 6 разноцветные ленточки) Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Растительный мир(Раскраски,Цветок в вазе, 3 цветы на клумбе). Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками. Овощи(помидор,огурец).Играем с гуашевыми 6 красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации. 15 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций 4 Фрукты и ягоды (Апельсин,яблоко вишня). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. 10 Игрушки(Мячик ,шары на веревочке ,неваляшка). Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. 4 Домашние животные(Раскраски трафарет кошка, собака). Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. 18 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций 3 Животные (Раскраски,медведь,зайка)). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина. 4 Явления природы(Снегопад,зима,раскраски). Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. 1 9 1.3 1.4 Всего часов: 5 модуль № 1 1.1 1.1 1.2 Всего часов: 6 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: Посуда. Декоративное рисование(Трафарет,чашка,тарелка). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Одежда. Декоративное рисование(Трафарет,шарф,шапка,свитер. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. 18 6 5 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций 1 Одежда (Раскраска,варежки,). Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Мебель. Проводим линию не отрывая 5 карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру. 12 Обувь(Раскраски,по трафарету,сапожки,ботинки) Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций 3 Явления природы(Солнышко,облака).Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. 3 Птицы.(Раскраски,по трафарету,синичка) Рисуем мелками, карандашами. Выкладываемаппликацию. Растительный мир. (Раскраски,веточка 12 вербы)Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 3 класс Рабочая программа для 3 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю –3 1 модуль№ Наименование разделов, тем 2 0 Кол-во программы 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 2 модуль№ 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: часов Развитие мелкой моторики Давайте познакомимся.Играем с 3 цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее). 7 Мой дом.(Дом,заборчик ,по трафарету)Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их. Я и моё тело.Рвем бумагу, рисуем 5 карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п. 15 Наименование программы разделов, тем Кол-во часов по каждому разделу Развитие мелкой моторики 6 Явления природы(Разноцветное дерево,осень в парке).Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Растительный мир. (Ветка 3 рябины,золотая осень,раскраски)Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками. Фрукты и 6 ягоды.(Лимон,груша,смородина,раскраски)И граем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации. 15 3 модуль № Наименование разделов, тем программы 1 Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Фрукты и ягоды (Фрукты в вазе,яблоки в 4 саду) Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. Игрушки(Пирамидка,юла) Рисование 10 акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. 1.1 1.2 2 1 Кол-во часов 1.3 Всего часов: 4 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Всего часов: 5 модуль № 1 1.1 1.1 1.2 Всего часов: 6 модуль № 1 1.1 Домашние животные(коза, свинья по 4 трафарету) Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. 18 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных избирательности, освоение отдельных операций Животные (Лиса ,белка по 3 трафарету,раскраски). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина. Явления природы(Снегопад.,дерево в снегу,раскраски Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. Посуда. Декоративное рисование..(Чайник,ваза,по трафарету) Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Одежда. Декоративное рисование.(Платье, раскраски,варежки шарфик) Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Наименование разделов, тем программы действий, 4 6 5 18 Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных действий,избирательности, освоение отдельных операций Одежда (Шубка,шапка,шаблоны). 1 Декоративное рисование(узор в полосе). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Мебель.(Стул ,стол,шкаф) Проводим линию не 5 отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру. Овощи.(Репка,морковка) Рисуем 12 акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Явления природы.(солнце,дерево 3 весной(Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, 2 2 1.2 1.3 Всего часов: рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Птицы.(Грачи на пашне) Рисуем мелками, 3 карандашами. Выкладываем аппликацию. 12 Растительный мир.(Травка,одуванчики,раскраски) Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 4 класс Рабочая программа для 4 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю 3 1 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 2 модуль № Наименование разделов, тем программы Кол-во часов Развитие мелкой моторики Давайте познакомимся.Играем с цветными 3 карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее). Моя школа.(Здание школы)Выполняем 7 простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их. Я и моё тело.Рвем бумагу, рисуем 5 карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п. 15 Наименование разделов, тем программы 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: Кол-во часов по каждому разделу Развитие мелкой моторики Явления природы.(За окном осень,Наш 6 парк,раскраски)Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Растительный мир.(Цветы в вазе,Клумба с 3 цветами,по трафарету) Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками. Фрукты и ягоды(Виноград,слива)Играем с 6 гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации. 15 3 модуль 2 3 № Наименование разделов, темпрограммы 1 Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Фрукты и ягоды (Дары леса, красная 4 смородина)). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. Игрушки(Любимая игрушка,по шаблону). 10 Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 4 модуль№ 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Всего часов: 5 модуль № 1 1.1 Домашние животные(Корова с теленком,раскраски,По трафарету.) Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Наименование разделов, тем программы Кол-во часов 4 18 Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Животные (Медведь,зайка,трафарет). 3 Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина. Явления природы(Снег идет). Рисуем 4 мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. Посуда (Кастрюля,бокал)По трафарету 6 Декоративное рисование(Укрась тарелочку). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Одежда.(Костюм Петрушки,снегурочки) 5 Декоративное рисование (Укрась платочек). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. 18 Наименование разделов, тем программы Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Одежда (Раскраска,Лыжник в 1 спортивном костюме)). Декоративное рисовани е (Дымковская барышня )). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. 2 4 1.1 1.2 Всего часов: 6модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: Мебель.(Кроватки для трех медведей) Проводим линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру. Овощи. (В банке помидоры и огурцы)Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. Наименование разделов, тем программы 5 12 18 Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Явления природы.Смешиваем 3 акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Птицы. Рисуем мелками, карандашами. 3 Выкладываем аппликацию. Растительный мир (Травка,весенние 12 цветы,насекомые,раскраски) Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 5 класс Рабочая программа для 5 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю –3 1 модуль № Наименование разделов, тем программы 1 1.1 Развитие мелкой моторики Давайте познакомимся.(Мой альбом и 3 карандаши)Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее). Знакомство со школой, классом, учебными 7 принадлежностями.Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их. Я и моё тело(Мальчик делает зарядку.Моё 5 лицо.По шаблону).Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, 1.2 1.3 2 5 Кол-во часов ластиком и т. п. Всего часов: 2 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 3 модуль№ 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 4 модуль № 1 1.1 1.2 15 Наименование программы разделов, тем Развитие мелкой моторики Явления природы(Осеннее дерево.Листопад).Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Растительный мир(В лес за грибами. Осенний букет из листьев и ягод). Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками. Фрукты и ягоды.(Апельсин.Черная смородина)(Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации. Наименование разделов, тем программы Кол-во часов по каждому разделу 6 3 6 15 Кол-во часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Фрукты и ягоды(Корзина с фруктами). 4 Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаныелинии и др. Лепим из теста, изготавливаем аппликации. Игрушки(Мишка Чебурашка Раскраски). 10 Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. Домашние животные(По сказке 4 «Репка»:Жучка,кошка),по шаблону. Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. 18 Наименование разделов, тем Кол-во программы часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Животные (Зебра.Жираф.). Знакомство с 3 различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина. 4 Явления природы.(Снегопад.Маленькой ёлочке холодно зимой 2 6 Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. Рисуем гуашью. 1.3 1.4 Всего часов: 5 модуль № 1 1.1 1.1 1.2 Всего часов: Посуда. Декоративное рисование(Тарелочка,Чашка с блюдцем)(. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Одежда. Декоративное рисование(Русский сарафан Русская рубашка. Рукавичка).По шаблону. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.Рисование по точкам. 18 6 5 Наименование разделов, тем Кол-во программы часов Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Одежда (продолжение). Декоративное 1 рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Мебель.(Кровать.Шкаф) Проводим 5 линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру. Овощи(Свекла.Морковка) Рисуем 12 акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Явления природы.(Весенний 3 дождь.)Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. 3 Птицы(Скворцы прилетели.Скворечник.). Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. Растительный мир. 12 (Цветутподснежники.Одуванчики.Тю льпан).Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 2 7 6 класс Рабочая программа для 6 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю –3 1 модуль № Наименование программы 1 1.1 Развитие мелкой моторики Давайте познакомимся.Играем с 3 цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее). Моя улица.(Дома.Светофор)Выполняем 7 простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их,рисуем фломастерами. Я и моё тело.(Моя рука. Мой 5 портрет)Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, ластиком и т. п. 15 1.2 1.3 Всего часов: 2 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 3 модуль № 1 1.1 Наименование программы разделов, разделов, тем Кол-во часов тем Развитие мелкой моторики Явления природы.(За окном осень.Наш парк.раскраски)Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Растительный мир.(Цветы в вазе,Клумба с цветами,по трафарету) Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками. Фрукты и ягоды(Виноград,слива)Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации. 15 Кол-во часов по каждому разделу 6 3 6 Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций 4 Фрукты и ягоды (Дары леса,грибы. Красная смородина)). Рисование гуашевыми красками: пятна, 2 8 1.2 1.3 Всего часов: 4модуль № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Всего часов: 5 модуль № 1 1.1 штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. 10 Игрушки(Любимая игрушка,по шаблону.Ёлочные игрушки). Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. Домашние животные(Корова с 4 теленком, раскраски, По трафарету.) Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. 18 Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование и развитие целенаправленных избирательности, освоение отдельных операций Животные (Медведь, зайка, 3 трафарет). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина. Явления природы (Снег идет. 4 Снежинки.). Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. Посуда. (Кастрюля, бокал)По 6 трафарету Декоративное рисование(Узор из цветов в полосе). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. 5 Одежда.(Костюм Петрушки,снегурочки) Декоративное рисование(Украшение фартука). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. 18 Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование и развитие целенаправленных избирательности, освоение отдельных операций Одежда (Раскраска,Лыжник в 1 спортивном костюме). Декоративное рисование(Дымковская барышня). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. 2 9 действий, действий, 1.1 1.2 Всего часов: 6 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: Мебель.(Кроватки для трех медведей) 5 Проводим линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру. Овощи. (В банке помидоры и 12 огурцы)Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций 3 Явления природы.(Пришла весна.Раскраски.)Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. 3 Птицы. (Уточки на озере. Жаворонок в небе. По трафарету.) Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. Растительный мир (Травка, 12 весенние цветы, насекомые, раскраски)по шаблону. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 7 класс Рабочая программа для 7 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю количество занятий в классе в неделю –– 3 1 модуль № 1 1.1 1.2 Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Развитие мелкой моторики Давайте познакомимся.Играем 3 с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее). 7 Моя улица.(Здания, детская площадка, Дорога. Машины.) Выполняем простые манипуляции с карандашами. Изучаем различные образцы бумаги, исследуем их. Рисуем красками гуашью. 3 0 1.3 Всего часов: 2 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Всего часов: 3 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 Я и моё тело. (Мой портрет. Мальчик делает зарядку.) Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, ластиком т. п. 5 15 Наименование программы разделов, тем Развитие мелкой моторики Явления природы. (За окном осень, Наш парк,раскраски)Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. Растительный мир. (Цветы в вазе, Клумба с цветами, по трафарету) Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем краскам и. Фрукты и ягоды (Виноград, слива. арбуз) Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации. 15 Кол-во часов по каждому разделу 6 3 6 Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование иразвитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций Фрукты и ягоды ( Дары леса, красная 4 смородина. Грибная полянка). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. Игрушки (Любимая игрушка. Мишка. 10 Машинка. По шаблону.). Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. Домашние животные (Корова с 4 теленком. Раскраски. По трафарету.) Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. 3 1 Всего часов: 18 4 модуль № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Всего часов: Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование и развитие целенаправленных избирательности, освоение отдельных операций Животные (Волк, зайка, трафарет). 3 Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина. Явления природы (Снег идет. 4 Снежинки. Снеговик.). Рисуем мелками, карандашами, гуашью. Выкладываем аппликацию. Посуда. (Кастрюля, бокал, 6 Солонка.)По трафарету Декоративное рисование(Солонка-Хохломской рисунок). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Одежда. (Костюм Петрушки, 5 снегурочки) Декоративное рисование (Укрась салфетку). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. 18 действий, 5 модуль № 1 1.1 1.1 1.2 Всего часов: Наименование разделов, тем Кол-во часов программы Формирование и развитие целенаправленных избирательности, освоение отдельных операций Одежда (Раскраска,Лыжник в 1 спортивном костюме)). Декоративное рисование(Дымковская барышня). Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. Мебель.(Кроватки для трех 5 медведей,стульчики) Проводим линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру. Овощи. (В банке помидоры и 12 огурцы. Раскраски .По трафарету. Зайчик с морковкой)Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. 18 6 модуль 3 2 действий, № Наименование разделов, тем Кол-во часов программы 1 Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций 1.1 3 Явления природы.(Радуга. Весенний дождик.РаскраскаСмешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. 1.2 3 Птицы.(Синички.Голуби. Трафарет.) Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию, собирая из частей. 1.3 12 Растительныймир(Тюльпаны в вазе. Травка зеленеет.Весенниецветы,насекомые,ра скраски) Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. Всего часов: 18 3 3