Математические представления

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ,
ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

II вариант
1 дополнительный – 4 классы

1

Пояснительная записка
- программа может быть реализована в дистанционном форма
Цель обучения
- Формирование элементарных математических представлений и умений и
применение их в повседневной жизни.
- Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки
в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных,
пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Основные задачи:
- формирование представлений о множестве, числе, величине, форме,
пространстве,
времени,
цвете;
формирование
представлений
о
количественных, пространственных, временных отношениях между
объектами окружающей действительности; формирование умений и навыков
в счёте, вычислениях, измерении.
- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в
пространственно - величинных, временных и количественных отношениях
окружающей действительности;
- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях,
измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- формирование общеучебных умений;
- овладение элементарной математической терминологией, значимой для
социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.

2

- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на
основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями,
развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного
и логического мышления.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики
учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения
применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с
тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в
ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так,
накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три
столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным
нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание
ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них
элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном
итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические
представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать
номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в
магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для
приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые
ребенком в ходе освоения программного материала по математике,
необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных, количественных, пространственных отношениях, решении
повседневных задач.
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные
представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,
«Пространственные
представления»,
«Временные
представления».

3

Задачи и направления
- Формирование представлений о множестве, числе, величине, форме,
пространстве, времени, цвете;
- Формирование представлений о количественных, пространственных,
временных отношениях между объектами окружающей действительности;
Формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении,
моделировании.
- Формирование интереса к счету.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические
представления обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает
его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение
отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели (с1 по 4 класс).

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений).
— Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила поведения.
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
— Использование доступных жестов для передачи сообщения.
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления.
Предметные результаты:
- Выполнение конкретного действия по инструкции взрослого.
- Проявление интереса к математическим знаниям.
4

- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один –
много).
- Умение различать части суток, времена года.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством, обозначать его
цифрой.
- Умение совершать арифметические действия в доступных ребенку
пределах.Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устные проверки результативности овладения знаниями, умениями и
навыками;
- Метод мониторингов;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
-Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства
ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и
навыками.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого
впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе
совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со
взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться
помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка
сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных
средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться
ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как
развитие социально окружающего мира невозможно без активного и
сознательного участия ребенка в процессе;
- развитие мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется
от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего
такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков,
тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением
мотивации достигается переход активности из ненаправленной в
целенаправленную.
5

Содержание учебного предмета
1 (дополнительный) класс
Рабочая программа рассчитана научебный год, количество занятий в
классе в неделю – 2.
Наименование блока

Основное содержание

Формирование представлений о

Тактильные и

форме

зрительные упражненияна определение
формы
(круг, квадрат)
Упражнения на сопоставление двух
объектов по величине
большой – маленький)

Формирование представлений о
величине

Формирование
пространственных
представлений

Формирование временных
представлений
Формирование количественных
представлений

Совместное перемещение учащихсяи
учителя (держатся за руки, за
веревочку, за обруч и т. п.) в
пространстве класса.
Перенос с одного местана другое
разных предметов.
Стимулирование желания
учеников
выполнять эти действияпо словесной
инструкции и самостоятельно.
Совместные с учащимися наблюдения
за погодными явлениями, различение
частей суток по изображению
Демонстрация ученикам действий счета
объектов в любом порядке.
Упражнения на соотнесение отдельных
единиц множества с пальцами,
другими
предметами без пересчета. Понятия один
– много.
6

Повторение и закрепление
пройденного материала
1 класс
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, количество
занятий в классе в неделю – 2.
Наименование блока
Формирование представлений о
форм

Основное содержание
Тактильные и зрительные упражненияна
определение формы (круг, квадрат)

Формирование представлений о Упражнения на сопоставление двух
величине
объектов по величине (большоймаленький)

Формирование
пространственных
представлений

Формирование временных
представлений

Совместное перемещение учащихсяи
учителя (держатся за руки, за веревочку,
за обруч и т. п.) в пространстве класса.
Перенос с одного местана другое разных
предметов.
Стимулирование желания учеников
выполнять эти действияпо словесной
инструкции и самостоятельно.
Совместные с учащимися наблюдения
за погодными явлениями, различение
частей суток по изображению

7

Формирование количественных Демонстрация ученикам действий счета
представлений
объектов в любом порядке.
Упражнения на соотнесение отдельных
единиц множества с пальцами, другими
предметами без пересчета. Понятия один
– много.
Повторение и закрепление
пройденного материала
2класс
Рабочая программа для 2 класса рассчитана на учебный год,
количество занятий в классе в неделю – 2.
Наименование блока

Основное содержание

Формирование представлений о Упражнения на сопоставление двух
величине, массе
объектов по величине (большой —
маленький), по массе (Тяжелый – легкий)
Выполнение заданий на раскрашивание,
штриховку, обводку по трафаретам
изображенийразличной величины, по
опорным точкам (вместе с учителем и
самостоятельно).
Пространственные
представления

Упражнения на закрепление у учащихся
навыка перемещения в пространстве,
измененияположения частей тела.
Использование наглядных и словесных
пространственных ориентировок.
Использование в играхпространства
класса.

8

Временные представления

Совместное с учащимися наблюдение за
погодными явлениями(тает снег, бегут
ручейки, распускаются листья и т. п.).
Соотнесение времен
года, частей суток сизображением.

Отношение порядка следования
Нумерация
Повторение и закрепление
пройденного материала

Первый – последний(крайний)
Нумерация

3 класс
Рабочая программа для 3 класса рассчитана на учебный год,
количество занятий в классе в неделю – 2.
№

Наименование блока

Основное содержание

Пространственные представления,
геометрические фигуры

Практические действия,
упражнения на перемещение и
ориентировку в пространстве.
Побуждение детей к
использованию вербальных и
невербальных средствдля
передачи пространственных
отношений.
Распознавание и
называние
геометрической фигур

Числа и величины

Порядок следования чисел.
Числовой
ряд. Обводка
чисел.
Сравнение
и
упорядочение
предметов по массе.
Первый – последний (крайний)

Отношения порядка следования

9

Элементарные арифметические
действия

Сложение, вычитание. Связь
между сложениеми вычитанием.
Нахождение неизвестного
компонента арифметического
действия.
Решение наглядных задач

Работа с элементарными
задачами
Геометрический материал

Распознавание и изображение
геометрических фигур.
Использование линейки

Повторение и закреплений
пройденного
3 класс
Рабочая программа для 4 класса рассчитана на учебный год,
количество занятий в классе в неделю – 2.
Наименование блока
Основное содержание
Величины

Числа

Величины и единицы ихизмерения.
Единицы массы (килограмм),
вместимости (литр), времени (час).
Сравнение и упорядочение
однородных величин
Счёт предметов. Чтениеи запись чисел.
Сравнение и упорядочение чисел.

Отношения порядка следования Первый – последний(крайний). Место
числа в ряду, число последующее,
число предыдущее.

Арифметические действия

Сложение, вычитание. Связь между
сложениеми вычитанием.
Нахождение неизвестного компонента
арифметического действия.

10

Работа с элементарными
текстовыми задачами

Геометрический материал

Геометрические величины

Решение текстовых задач
арифметическим способом.

Распознавание и изображение
геометрических фигур. Использование
линейки
Геометрические величины и их измерение.
Измерение длины отрезка. Единицы
длины (сантиметр)

Повторение и закрепление
пройденного

Тематическое планирование
1 (дополнительный) класс
Рабочая программа для 1 (дополнительный) класса рассчитана на
учебный год, количество занятий в классе в неделю – 2.
№
Наименование блока
Основное содержание
Кол-во
часов
1
Формирование представлений о
Тактильные и
12
форме
зрительные упражнения
на определение формы
(круг, квадрат)
2
11
Формирование представлений о
Упражнения на
величине
сопоставление двух
объектов по величине
большой – маленький)

11

3

Формирование
пространственных
представлений

4

Формирование временных
представлений

5

Совместное
перемещение учащихся
и учителя (держатся за
руки, за веревочку, за
обруч и т. п.) в
пространстве класса.
Перенос с одного места
на другое разных
предметов.
Стимулирование
желания учеников
выполнять эти действия
по словесной
инструкции и
самостоятельно.

12

Совместные с
учащимися наблюдения
за погодными
явлениями, различение
частей суток по
изображению
Формирование количественных Демонстрация ученикам
представлений
действий счета объектов
в любом порядке.

12

12

Упражнения на
соотнесение отдельных
единиц множества с
пальцами, другими
предметами без
пересчета. Понятия один
– много.
6

Повторение и закрепление
пройденного материала
Всего

12

10
68

1 класс
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, количество
занятий в классе в неделю – 2.
№

Наименование блока

1

Формирование представлений о
форме

2

3

4

Основное содержание

Тактильные и
зрительные упражнения
на определение формы
(круг, квадрат)
Формирование представлений о
Упражнения на
величине
сопоставление двух
объектов по
величине(большой –
маленький)
Формирование
Совместное
пространственных
перемещение учащихся
представлений
и учителя (держатся за
руки, за веревочку, за
обруч и т. п.) в
пространстве класса.
Перенос с одного места
на другое разных
предметов.
Стимулирование
желания учеников
выполнять эти действия
по словесной
инструкции и
самостоятельно.
Формирование временных
Совместные с
представлений
учащимися наблюдения
за погодными
явлениями, различение
частей суток по
изображению

13

Кол-во
часов
10

14

12

12

5

Формирование количественных Демонстрация ученикам
представлений
действий счета объектов
в любом порядке.

12

Упражнения на
соотнесение отдельных
единиц множества с
пальцами, другими
предметами без
пересчета. Понятия один
– много.
6

Повторение и закрепление
пройденного материала
Всего

8
68

2 класс
Рабочая программа для 2 класса рассчитана на учебный год,
количество занятий в классе в неделю – 2.
№
1

Наименование блока

Основное содержание

Формирование представлений о Упражнения на
величине, массе
сопоставление двух
объектов по величине
(большой — маленький),
по массе (Тяжелый –
легкий)
Выполнение заданий на
раскрашивание,
штриховку, обводку по
трафаретам изображений
различной величины, по
опорным точкам (вместе
с учителем и
самостоятельно).

14

Кол-во
часов
8

2

3

4
5
6

Пространственные
представления

Упражнения на
закрепление у учащихся
навыка перемещения в
пространстве, изменения
положения частей тела.
Использование
наглядных и словесных
пространственных
ориентировок.

Использование в играх
пространства класса.
Временные представления
Совместное с
учащимися наблюдение
за погодными явлениями
(тает снег, бегут
ручейки, распускаются
листья и т. п.).
Соотнесение времен
года, частей суток с
изображением.
Отношение порядка следования
Первый –
последний(крайний)
Нумерация
Нумерация
Повторение и закрепление
пройденного материала
Всего

8

8

12
20
8
68

3 класс
Рабочая программа для 3 класса рассчитана на учебный год,
количество занятий в классе в неделю – 2.
№

Наименование блока

Основное содержание

15

Кол-во
часов

1

2

3
4

5
6

7

Пространственные
Практические действия,
представления, геометрические упражнения на
перемещение и
фигуры
ориентировку в
пространстве.
Побуждение детей к
использованию
вербальных и
невербальных средств
для передачи
пространственных
отношений.
Распознавание и
называние
геометрической фигур:
Числа и величины
Порядок следования
чисел. Числовой ряд.
Обводка чисел.
Сравнение
и
упорядочение предметов
по массе.
Отношения порядка следования Первый –
последний(крайний)
Элементарные арифметические Сложение, вычитание.
действия
Связь между сложением
и вычитанием.
Нахождение
неизвестного
компонента
арифметического
действия.
Работа с элементарными
Рушение наглядных
задачами
задач
Геометрический материал
Распознавание и
изображение
геометрических фигур.
Использование линейки
Повторение и закрепление
16

12

12

8
16

10
10

4

пройденного
Всего

68

4 класс
Рабочая программа для 4 класса рассчитана на учебный год,
количество занятий в классе в неделю – 2.
№

Наименование блока

Основное содержание

1

Величины

Величины и единицы их
измерения. Единицы
массы (килограмм),
вместимости (литр),
времени (час).
Сравнение и
упорядочение
однородных величин

2

Числа

Счёт предметов. Чтение
и запись чисел.
Сравнение и
упорядочение чисел.

3

Отношения порядка следования Первый –
последний(крайний).
Место числа в ряду,
число последующее,
число предыдущее.

17

Кол-во
часов
12

12

8

7

4

Арифметические действия

5

Работа с элементарными
текстовыми задачами

6

Геометрический материал

7

Геометрические величины

Повторение и закрепление
пройденного
Всего

18

Сложение, вычитание.
Связь между сложением
и вычитанием.
Нахождение
неизвестного
компонента
арифметического
действия.

10

Решение текстовых
задач арифметическим
способом.

6

Распознавание и
изображение
геометрических фигур.
Использование линейки
Геометрические
величины и их
измерение. Измерение
длины отрезка. Единицы
длины (сантиметр)

8

8

4
68

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».