Приложение К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ II вариант 1 дополнительный – 4 классы 1 Пояснительная записка - программа может быть реализована в дистанционном форма Цель обучения - Формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. - Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Основные задачи: - формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете; формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности; формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении. - развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно - величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности; - формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях; - формирование общеучебных умений; - овладение элементарной математической терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности. 2 - развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления. Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Общая характеристика учебного предмета В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления». 3 Задачи и направления - Формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете; - Формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности; Формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении, моделировании. - Формирование интереса к счету. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели (с1 по 4 класс). Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты: - Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений). — Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения. — Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. — Использование доступных жестов для передачи сообщения. — Понимание слов, обозначающие объекты и явления. Предметные результаты: - Выполнение конкретного действия по инструкции взрослого. - Проявление интереса к математическим знаниям. 4 - Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. - Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. - Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много). - Умение различать части суток, времена года. - Умение соотносить число с соответствующим количеством, обозначать его цифрой. - Умение совершать арифметические действия в доступных ребенку пределах.Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: - Устные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; - Метод мониторингов; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: -Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. Направления коррекционной работы: – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими; - постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе; - развитие мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную. 5 Содержание учебного предмета 1 (дополнительный) класс Рабочая программа рассчитана научебный год, количество занятий в классе в неделю – 2. Наименование блока Основное содержание Формирование представлений о Тактильные и форме зрительные упражненияна определение формы (круг, квадрат) Упражнения на сопоставление двух объектов по величине большой – маленький) Формирование представлений о величине Формирование пространственных представлений Формирование временных представлений Формирование количественных представлений Совместное перемещение учащихсяи учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного местана другое разных предметов. Стимулирование желания учеников выполнять эти действияпо словесной инструкции и самостоятельно. Совместные с учащимися наблюдения за погодными явлениями, различение частей суток по изображению Демонстрация ученикам действий счета объектов в любом порядке. Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета. Понятия один – много. 6 Повторение и закрепление пройденного материала 1 класс Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю – 2. Наименование блока Формирование представлений о форм Основное содержание Тактильные и зрительные упражненияна определение формы (круг, квадрат) Формирование представлений о Упражнения на сопоставление двух величине объектов по величине (большоймаленький) Формирование пространственных представлений Формирование временных представлений Совместное перемещение учащихсяи учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного местана другое разных предметов. Стимулирование желания учеников выполнять эти действияпо словесной инструкции и самостоятельно. Совместные с учащимися наблюдения за погодными явлениями, различение частей суток по изображению 7 Формирование количественных Демонстрация ученикам действий счета представлений объектов в любом порядке. Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета. Понятия один – много. Повторение и закрепление пройденного материала 2класс Рабочая программа для 2 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю – 2. Наименование блока Основное содержание Формирование представлений о Упражнения на сопоставление двух величине, массе объектов по величине (большой — маленький), по массе (Тяжелый – легкий) Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображенийразличной величины, по опорным точкам (вместе с учителем и самостоятельно). Пространственные представления Упражнения на закрепление у учащихся навыка перемещения в пространстве, измененияположения частей тела. Использование наглядных и словесных пространственных ориентировок. Использование в играхпространства класса. 8 Временные представления Совместное с учащимися наблюдение за погодными явлениями(тает снег, бегут ручейки, распускаются листья и т. п.). Соотнесение времен года, частей суток сизображением. Отношение порядка следования Нумерация Повторение и закрепление пройденного материала Первый – последний(крайний) Нумерация 3 класс Рабочая программа для 3 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю – 2. № Наименование блока Основное содержание Пространственные представления, геометрические фигуры Практические действия, упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве. Побуждение детей к использованию вербальных и невербальных средствдля передачи пространственных отношений. Распознавание и называние геометрической фигур Числа и величины Порядок следования чисел. Числовой ряд. Обводка чисел. Сравнение и упорядочение предметов по массе. Первый – последний (крайний) Отношения порядка следования 9 Элементарные арифметические действия Сложение, вычитание. Связь между сложениеми вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Решение наглядных задач Работа с элементарными задачами Геометрический материал Распознавание и изображение геометрических фигур. Использование линейки Повторение и закреплений пройденного 3 класс Рабочая программа для 4 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю – 2. Наименование блока Основное содержание Величины Числа Величины и единицы ихизмерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Сравнение и упорядочение однородных величин Счёт предметов. Чтениеи запись чисел. Сравнение и упорядочение чисел. Отношения порядка следования Первый – последний(крайний). Место числа в ряду, число последующее, число предыдущее. Арифметические действия Сложение, вычитание. Связь между сложениеми вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. 10 Работа с элементарными текстовыми задачами Геометрический материал Геометрические величины Решение текстовых задач арифметическим способом. Распознавание и изображение геометрических фигур. Использование линейки Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр) Повторение и закрепление пройденного Тематическое планирование 1 (дополнительный) класс Рабочая программа для 1 (дополнительный) класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю – 2. № Наименование блока Основное содержание Кол-во часов 1 Формирование представлений о Тактильные и 12 форме зрительные упражнения на определение формы (круг, квадрат) 2 11 Формирование представлений о Упражнения на величине сопоставление двух объектов по величине большой – маленький) 11 3 Формирование пространственных представлений 4 Формирование временных представлений 5 Совместное перемещение учащихся и учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного места на другое разных предметов. Стимулирование желания учеников выполнять эти действия по словесной инструкции и самостоятельно. 12 Совместные с учащимися наблюдения за погодными явлениями, различение частей суток по изображению Формирование количественных Демонстрация ученикам представлений действий счета объектов в любом порядке. 12 12 Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета. Понятия один – много. 6 Повторение и закрепление пройденного материала Всего 12 10 68 1 класс Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю – 2. № Наименование блока 1 Формирование представлений о форме 2 3 4 Основное содержание Тактильные и зрительные упражнения на определение формы (круг, квадрат) Формирование представлений о Упражнения на величине сопоставление двух объектов по величине(большой – маленький) Формирование Совместное пространственных перемещение учащихся представлений и учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного места на другое разных предметов. Стимулирование желания учеников выполнять эти действия по словесной инструкции и самостоятельно. Формирование временных Совместные с представлений учащимися наблюдения за погодными явлениями, различение частей суток по изображению 13 Кол-во часов 10 14 12 12 5 Формирование количественных Демонстрация ученикам представлений действий счета объектов в любом порядке. 12 Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета. Понятия один – много. 6 Повторение и закрепление пройденного материала Всего 8 68 2 класс Рабочая программа для 2 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю – 2. № 1 Наименование блока Основное содержание Формирование представлений о Упражнения на величине, массе сопоставление двух объектов по величине (большой — маленький), по массе (Тяжелый – легкий) Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам (вместе с учителем и самостоятельно). 14 Кол-во часов 8 2 3 4 5 6 Пространственные представления Упражнения на закрепление у учащихся навыка перемещения в пространстве, изменения положения частей тела. Использование наглядных и словесных пространственных ориентировок. Использование в играх пространства класса. Временные представления Совместное с учащимися наблюдение за погодными явлениями (тает снег, бегут ручейки, распускаются листья и т. п.). Соотнесение времен года, частей суток с изображением. Отношение порядка следования Первый – последний(крайний) Нумерация Нумерация Повторение и закрепление пройденного материала Всего 8 8 12 20 8 68 3 класс Рабочая программа для 3 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю – 2. № Наименование блока Основное содержание 15 Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 Пространственные Практические действия, представления, геометрические упражнения на перемещение и фигуры ориентировку в пространстве. Побуждение детей к использованию вербальных и невербальных средств для передачи пространственных отношений. Распознавание и называние геометрической фигур: Числа и величины Порядок следования чисел. Числовой ряд. Обводка чисел. Сравнение и упорядочение предметов по массе. Отношения порядка следования Первый – последний(крайний) Элементарные арифметические Сложение, вычитание. действия Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Работа с элементарными Рушение наглядных задачами задач Геометрический материал Распознавание и изображение геометрических фигур. Использование линейки Повторение и закрепление 16 12 12 8 16 10 10 4 пройденного Всего 68 4 класс Рабочая программа для 4 класса рассчитана на учебный год, количество занятий в классе в неделю – 2. № Наименование блока Основное содержание 1 Величины Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Сравнение и упорядочение однородных величин 2 Числа Счёт предметов. Чтение и запись чисел. Сравнение и упорядочение чисел. 3 Отношения порядка следования Первый – последний(крайний). Место числа в ряду, число последующее, число предыдущее. 17 Кол-во часов 12 12 8 7 4 Арифметические действия 5 Работа с элементарными текстовыми задачами 6 Геометрический материал 7 Геометрические величины Повторение и закрепление пройденного Всего 18 Сложение, вычитание. Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. 10 Решение текстовых задач арифметическим способом. 6 Распознавание и изображение геометрических фигур. Использование линейки Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр) 8 8 4 68 19