Приложение К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР II вариант 1 дополнительный – 4 классы 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи: -формировать представления о школе, о расположенных в ней и рядомобъектах (мебель, оборудование, игровая площадка) -формировать умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности -формировать представления о профессиях людей (учитель, повар, врач,водитель и т.д.) -формировать представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), -учить соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочнойдеятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками -учить оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать -учить взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступнойтрудовой деятельности -учить организовывать свободное время с учетом своих интересов -воспитывать интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать вних участие -учить соблюдать традиции государственных, школьных праздников -формировать представления о праве на жизнь, на образование, на труд,на неприкосновенность личности и достоинства. -формировать представление о государственной символике -формировать представление о значимых исторических событиях ивыдающихся людях России 2 Рабочая программа предназначена для учащихся 1 доп.- 4 классов для детей с умеренной, (интеллектуальными тяжёлой и глубокой нарушениями), умственной тяжёлыми и отсталостью множественными нарушениями развития составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений обокружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи», «Средства связи». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» в предметной области «Окружающий мир», учебный предмет обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Рабочая программа предназначена для учащихся 1 доп. - 4 классов (2 вариант). Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала. 3 Рабочая программа предмета «Окружающий социальный мир» в 1 доп. - 4 классах рассчитана на 33 (в 1х классах) и 34 (во 2х – 4х классах) учебные недели в соответствии с расписанием. 1 дополнительный класс – 33 часов в год. 1 основной класс - 33 часов в год. 2 класс – 68 часа в год. 3 класс – 68 часа в год. 4 класс – 68 часа в год ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметные результаты 1) Представления о мире, созданном руками человека. - Наличие интереса к объектам, изготовленным руками человека. - Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. - Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневнойжизнедеятельности. 2) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. - Наличие представлений о профессиях людей, окружающих ребенка(учитель, повар, врач, водитель и т.д.). - Наличие представлений о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли. - Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя вконкретной ситуации соответственно роли. 3) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия 4 с взрослыми и сверстниками. -Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полуребенка. 4) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время(учебное и свободное). -Умение находить друзей на основе личностных симпатий. -Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать. -Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой идоступной трудовой деятельности. - Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьныхпраздников Личностные результаты: -Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов. - Накопление положительного опыта сотрудничества, участия вобщественной жизни. - Наличие интереса к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности. - Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, домаи в школе. - Овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах: основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»; работа в коллективе (ученик – ученик); 5 слушание и понимание инструкции педагога; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; обращение за помощью и принятие помощи педагога. Формы контроля: динамическое наблюдение. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет включает следующие разделы: Пропедевтический уровень 1. Восприятие внимания к себе. 2. Обращение внимания к другому человеку и получение ответа навнимание. 6 3. Сообщение. 4. Общение с другими людьми. 5. Отношения со взрослыми вне родительского дома. 6. Поведение в группе. 7. Установление отношений с другими детьми. 8. Поведение в социальных ситуациях. Базовый уровень 1. Школа. 2. Квартира, дом, двор. 3. Предметы быта. 4. Продукты питания. 5. Предметы и материалы, изготовленные человеком. 6. Город. 7. Транспорт. 8. Традиции, обычаи. 9. Страна. 10. Средства связи 1 (дополнительный) класс № Наименование разделов 1 Школа 2 Предметы и материалы, изготовленные человеком Основное содержание раздела Знакомство со школой, классом. Школьные принадлежности:школьная доска, парта, ручка, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, Бумага, ее свойства (рвется, мнется, намокает), предметы избумаги. 7 Я и моя семья 3 4 Дом, в котором я живу 5 Предметы быта 6 Транспорт 7 Мир людей Формирование первоначальных представлений о себе. Родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Знакомство с частями дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Знакомство с предметами посуды(тарелка, стакан, кружка, ложка, нож. Знакомство с наземными видами транспорта. Автобус. Правила дорожного движения. Знакомство с профессиями учитель,водитель. Игровые действия 1 класс № Наименование разделов Основное содержание раздела 1 Школа Ориентация в помещениях школы, в школьной территории;в распорядке школьного дня. Школьные принадлежности: дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. 2 Предметы и материалы, изготовленные человеком Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книгаи др.) 3 Дом, в котором я Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание по внешнему виду предмет посуды: тарелка, стакан,кружка, ложка, нож, кастрюля. Знание назначение предметовпосуды. живу 4 Предметы быта 8 5 Транспорт Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Знакомство с профессиями повар,врач. Игровые действия 6 Мир людей 7 Продукты питания Знакомство с напитками (сок, чай,вода) Узнавание напитков (вода, сок) по внешнему виду, на вкус. 2 класс № Наименование разделов 1 Школа. 2 Предметы материалы, изготовленные человеком 3 Квартира, дом, двор 4 5 Предметы быта Транспорт Основное содержание раздела Правила поведения в школе. Узнавание и назначение школьных принадлежностей. Знать названия и назначение помещений в школе. Знакомствос профессиями людей работающих в школе. Узнавание (различение) мальчика и девочкипо внешнему виду. и Знакомство с предметами из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) Узнаваниепредметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянныеигрушки, двери и др.) Знакомство с типами домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом Знакомство с кухонным инвентарем (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря Знакомство с воздушными видами транспорта (самолет, вертолет) 9 6 Город 7 Продукты питания 8 Традиции и обычаи Знакомство с зданиями: школа,магазин. Соблюдение правил перехода улицы Знакомство с молочными продуктами (молоко, кефир, творог, масло, морожено) Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Формирование представлений ошкольных традициях: День знаний, День учителя 3 класс № Наименование разделов 1 Школа. 2 Предметы материалы, изготовленные человеком 3 Квартира, дом, двор Основное содержание раздела и Правила поведения в школе. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей,работающих в школе. Узнавание (различение) мальчика и девочкипо внешнему виду. Знакомство с предметами, изготовленные из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки идр.) Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). Формирование представлений о помещениях квартиры, дома, (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон).Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. 10 4 Предметы быта 5 Транспорт 6 Город 7 Продукты питания 8 Страна 9 Традиции и обычаи Знакомство с предметами мебели.Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет). Знакомство с видами водного транспорта (лодка, пароход, корабль) Назначение зданий: школа, магазин. Соблюдение правил в общественных местах. Знакомство с видами мучных изделий: готовых к употреблению(хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари), кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знакомство с понятием «Страна», обогащать знания и представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к своей Родине. Формировать представления о праздниках. Знание традиций иатрибутов праздников (Новый Год, День Победы) 4 класс № Наименование разделов Основное содержание раздела 11 1 Школа. 2 Предметы материалы, изготовленные человеком 3 Квартира, дом, двор 4 Предметы быта Узнавание (различение) зон класса. Знание (соблюдение)распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Узнавание (различение) мальчика и девочкипо внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другомучеловеку. и Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля идр.). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.). Узнаваниепредметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). Формирование представлений о помещениях квартиры, дома, (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон).Знакомство с местами общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Узнавание своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетнаяи др.) 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 (дополнительный) класс № 1 2 3 Наименование разделов Школа Предметы материалы, изготовленные человеком Я и моя семья 4 Дом, в котором я живу 5 Предметы быта 6 Транспорт 7 Мир людей Основное содержание раздела Знакомство со школой, классом. Школьные принадлежности: школьная доска, парта, ручка, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, и Бумага, ее свойства (рвется, мнется, намокает), предметы из бумаги. Формирование первоначальных представлений о себе. Родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Кол-во часов 5 3 6 Знакомство с частями дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). 5 Знакомство с предметами посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, нож. Знакомство с наземными видами транспорта. Автобус. Правила дорожного движения. Знакомство с профессиями учитель, водитель. Игровые действия 5 13 5 4 1 класс № 1 2 Наименование разделов Школа. Предметы иматериалы, изготовленные человеком 3 6 7 Дом, в котором я 4 живу Предметы быта 5 Транспорт Мир людей Продукты питания Основное содержание раздела Ориентация в помещениях школы, в школьной территории;в распорядке школьного дня. Школьные принадлежности: дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книгаи др.) Кол-во часов 5 5 Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). 5 Узнавание по внешнему виду предмет посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, нож, кастрюля. Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Знакомство с профессиями повар, врач. Игровые действия 5 Знакомство с напитками (сок, чай, вода) Узнавание напитков (вода, сок) по внешнему виду, на вкус. 3 14 5 5 2 класс № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование разделов Основное содержание раздела Правила поведения в школе. Узнавание и назначение школьных принадлежностей. Знать названия и назначение помещений в школе. Знакомство с профессиями людей работающих в школе. Узнавание (различение) мальчика и девочкипо внешнему виду. Предметы и Знакомство с предметами из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, материалы, двери и др.) Узнаваниепредметов, изготовленные изготовленных из человеком дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) Знакомство с типами домов Квартира, дом, (одноэтажный (многоэтажный), двор каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом Знакомство с кухонным инвентарем Предметы быта (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря Знакомство с воздушными видами Транспорт транспорта (самолет, вертолет) Город Знакомство с зданиями: школа, магазин. Соблюдение правил перехода улицы Продукты питания Знакомство с молочными продуктами (молоко, кефир, творог, масло, морожено) Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Кол-во часов Школа. 15 5 3 3 5 5 4 5 8 Традиции и обычаи Формирование представлений о школьных традициях: День знаний, День учителя 4 3 класс № 1 2 3 4 5 Наименование разделов Школа. Предметы материалы, изготовленные человеком Квартира, дом, двор Предметы быта Транспорт Основное содержание раздела Правила поведения в школе. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Узнавание (различение) мальчика и девочкипо внешнему виду. и Знакомство с предметами, изготовленные из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). Формирование представлений о помещениях квартиры, дома, (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Знакомство с предметами мебели. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет). Знакомство с видами водного транспорта (лодка, пароход, корабль) 16 Кол-во часов 10 8 10 5 10 6 Город 7 Продукты питания 8 Страна 9 Традиции и обычаи Назначение зданий: школа, магазин. Соблюдение правил в общественных местах. Знакомство с видами мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари), кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знакомство с понятием «Страна», обогащать знания и представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к своей Родине. Формировать представления о праздниках. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы) 17 5 10 5 5 4 класс № 1 2 Наименование разделов Школа. Предметы материалы, изготовленные человеком Основное содержание раздела Узнавание (различение) зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Узнавание (различение) мальчика и девочкипо внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку. и Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). 18 Кол-во часов 10 8 3 4 Квартира, дом, двор Предметы быта 5 Транспорт 6 Город Формирование представлений о помещениях квартиры, дома, (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Знакомство с местами общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Узнавание своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.) Узнавание (различение) космического транспорта (ракета). Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор и др.). Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение)правил поведения в общественном транспорте. 10 Знакомство с профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение)правил поведения в общественных местах. 5 19 5 10 7 Продукты питания 8 Традиции и обычаи 9 Страна Соблюдения режима питания. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина),требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Формировать представления о праздниках. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта) Знание названия города, в котором мы живем, столицы России. 20 10 5 5 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое: - Коммуникативные символы; - картины, наглядные пособия; - предметов различной̆ формы, величины, цвета; - граф.схемы, таблицы-пиктограммы с изображениями занятий, моментови др. событий; - невербальные средства общения (жест, мимика, голос); - электронные презентации; - дидактическе игры по лексическим темам; - шнуровки, липучки; - посуда-вставления (стаканчики одинаковой величины); - столовые приборы; - паззлы, лото, разрезные картинки; - предметы для шары, бусины); нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, - звучащие предметы для встряхивания; - предметы диаметра); - различные природного); для сжимания (мячи по форме, величине, цвету различной̆ наборы фактуры, разного материала (в т.ч. - наборы предметов для занятий («Нумикон», Монтессори-материал и др.). Материалы и оборудование: - технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) - учебные столы; - доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов. 21