Читательская грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на ШМО учителей

заместитель директора

гуманитарного цикла

________________________

Протокол № 1 от «29»
августа 2023 г.

Миронова А.В.
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Читательская грамотность»
для обучающихся 5-9 классов

Нижний Новгород
2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по читательской грамотности на уровне основного общего
образования (5 класс) подготовлена на основе рекомендаций ФГОС ООО,
ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
читательской грамотности, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в 5 классе на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по читательской
грамотности включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Читательская грамотность – способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
В условиях социально-экономической модернизации обществу
необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на
результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Очевидно, что формирование данных качеств целесообразно начинать с
раннего возраста. Однако оценка их сформированности происходит не
только в процессе обучения, но и при непосредственных жизненных
ситуациях. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать,
структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной
самореализации и полезного участия в жизни общества является одним из
значимых направлений модернизации системы образования.
В современном обществе актуален запрос на специалистов, которые
хотят и могут осваивать новые знания, эффективно решать возникающие
проблемы. Освоение функциональной грамотности позволяет ученику
применять в реальной жизни все то, что он изучил в школе.
Оценку уровня функциональной грамотности школа проводит в рамках
внутреннего мониторинга. В ФОП ООО и ФОП СОО конкретизировали

оценочные процедуры для оценки читательской и цифровой грамотности
учеников.
Обучение читательской грамотности
направлено на получение
следующих компетенции (умений):
 находить и извлекать информацию
 интегрировать и интерпретировать информацию
 осмысливать и оценивать содержание и форму текста
 использовать информацию из текста
 развивать интеллектуальные и творческие способностеи, мышление,
память и воображение, навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание предмета также ориентировано на формирование
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Изучение читательской грамотности направлено на достижение
следующих целей:
формирование и развитие основ читательской компетенции,
способствующей достижению результативности обучения по всем предметам
образовательной программы школы;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях
формального
и
неформального
межличностного
и
межкультурного общения;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых
закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского
языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать
тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего
смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Как устроен текст
Виды чтения: просмотровое, ознакомительное.
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью.
Стили речи.
Интерпретация текста
Понятие интерпретации.
Логические связи в тексте.
Субкод текста.
Структура текста. Его виды и форматы
Композиция текста.
Внешнее оформление текста.
Ключевые слова.
Оценка качества информации
Источники информации.
Смысловой анализ текста.
Информация и её применение
Создание монологических высказываний на основе жизненных наблюдений,
чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Цитирование.
Информационная переработка текста
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения читательской грамотности на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
учащиеся научатся
 осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с
текстом, для достижения положительного результата учебной
деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов,
развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
 использовать полученный опыт восприятия и понимания информации
для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе
прочитанных текстов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы
следующие
метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные

действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных
и наблюдениях,
предлагать
критерии для
выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
определять главную тему, общую цель или назначение текста.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Учащиеся получат возможность
 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с
текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении
интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;
 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на
основе работы с информацией (текстами) в разных предметных
областях.
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания:
 Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке
информации, активизации познавательной деятельности обучающихся
 Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в
процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебнопознавательную деятельность
 Развивать логическое мышление, произвольное внимание, память и её
процессы
 Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных или
групповых проектов
 Анализировать реальное состояние дел в учебном классе

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

1.
Введение
Как устроен текст
2.
Стили речи

Количество часов
Всего
Контрольные Практические
работы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1
Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

3.

Сбережём планету Вместе

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

4.
5.
6.

Анализ текста
Практикум
Моя Россия: большое в малом

1
1
1

1
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

7.

Анализ текста

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

8.
9.

Практикум
Маршал Победы

1
1

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

10. Анализ текста

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

11. Практикум
Интерпретация текста
12. Сизиф

1
1

1
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

13. Анализ текста

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

14. Практикум
Структура текста. Его виды и форматы
15. Цели коммуникации в рекламе

1

1
Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

16. Кругобайкальская железная дорога

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

17. Анализ текста

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

18. Практикум
19. Творческая работа. Составление буклета
20. Дневники против ночников

1
1
1

1
1
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

21. Анализ текста

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

22. Практикум
23. Антарктида

1
1

1
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

24. Анализ текста

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

25. Практикум
Оценка качества информации
26. Тунгусский «Метеорит»

1

1
Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

27. Анализ текста

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

28. Практикум

1

1

Информация и её применение
29. Киберспорт

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

30. Анализ текста

Библиотека

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413034

31.
32.
33.
34.

Практикум
Промежуточная аттестация
Подведение итогов
Обобщающий урок.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
34

1
1

1

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».