Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6» РАССМОТРЕНО на ШМО СОГЛАСОВАНО заместитель директора учителей естественнонаучного цикла Протокол №1 от «29» августа 2023 г. ________________________ Миронова А.В. Приказ №234 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Дизайн» Нижний Новгород 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа по элективному курсу «Дизайн» для 10-11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Учебный курс «Дизайн» введен в учебный план школы за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, на основании образовательных запросов родителей (законных представителей) обучающихся. Изучение предмета «Дизайн» предусматривается в 10 классе в объеме 34 ч, в 11 класе-33. Программой предусмотрено проведение: Контрольные работы -2. Дизайн-проекты -5 2.Планируемые результаты освоения курса Планируемые личностные результаты освоения курса Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты освоения курса представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты освоения курса В результате изучения учебного предмета «Дизайн» на уровне среднего общего образования выпускник научится: - рационально использовать учебную и дополнительную информацию для проектирования; - владеть алгоритмами и методами решения организационных задач; - владеть различными методами чтения и способами различных видов информации; - применять общенаучные знания по предметам художественноэстетического цикла в процессе подготовки и осуществления и аргументации рациональности деятельности; - проектировать материальные объекты или услуги, повышать эффективность своей практической деятельности; - организовывать трудовую деятельность при коллективной форме труда; - контролировать промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; - выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обосновывать способы их исправления; - документировать результаты труда и проектной деятельности; - овладевать приемами стилизации, создания обобщенных изображений предметов, растений, животных; - дизайнерскому проектированию изделия или рациональной эстетической организации работ; - моделировать художественное оформление объекта труда и оптимально планировать работу; - разрабатывать варианты рекламы выполненного объекта или результатов труда; - эстетически и рационально оснащать рабочее место с учетом требований эргономики и научной организации труда; - рационально выбирать рабочий костюм и опрятно содержать рабочую одежду; выпускник получит возможность научиться: - оценивать свою способность и готовность в конкретной предметной деятельности; - согласовывать свои потребности и требования с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; - осознавать ответственность за качество результатов труда; - проявлять экологическую культуру при обосновании объекта труда и выполнении работ; - проявлять экономию и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда; - формировать рабочую группу для выполнения дизайн - проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; - оформлять документацию с учетом требований действующих нормативов и стандартов; - готовить публичную презентацию и защиту дизайн-проекта; - сочетать образное и логическое мышление в процессе проектной деятельности. 3. Содержание учебного курса Основы формообразования в дизайне( 2ч) Дизайн-вид конструктивного искусства. Основы формообразования в дизайне. Композиция а плоскости. Пространственное формообразование в дизайне. Композиция в объеме. Взаимное сочетание объемов и композиции. Цвет и шрифт в композиции. Типы композиций. Стилизация изображений. Пиктограмма. Поверхность и фактура. Ландшафт. Профессия дизайнера и ее специфика. Необходимость развития визуального мышления как способа решения интеллектуальнотворческих задач. Стратегическая задача дизайнера. Конструкция для замысла. Композиция на плоскости( 4 ч) Плоскостная и объемно-пространственная композиция. Основной композиционный замысел. Главное второстепенное. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии. Соединение элементов композиции и членение плоскости. Цвет и шрифт в композиции (3 ч) Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Психологическое воздействие цвета. Сочетание цветов и цветовая гамма. Шрифт и содержание текста. Логотип. Знаки-символы и иконические знаки. Символика геометрических фигур в создании эмблематики. Стилизация изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката. Пиктограммы и их роль в информационном пространстве. Пространственное формообразование в дизайне ( 3 ч) От плоскостного изображения к макетированию объемнопространственных композиций. Выстраивание сюжетной линии. Влияние архитектурной среды. Силуэт как первооснова впечатления от объекта. Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве. Использование обработанной бумаги в эскизах, макетах, рекламе и артдизайне. Техники обработки бумаги. Прочтение по рисунку простых геометрических тел, различных линий. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности. Дизайн проекта:ведение монохромного цвета. Имитирующие материалы и материалы-метафоры. Выявление простых объемов(3 ч) Взаимное сочетание объемов в композиции образующих вещь,агрегат или здание. Баланс функциональности и художественной красоты. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Бионика- прикладная наука о применении в технических устройствах и системных принципов организации, свойств, функции и структур живой природы. Применение бионических принципов в дизайне и архитектуре. Выполнение проекта конструкции, сочетающей в себе плоскости, и объемы, включенные в пространство конструкции. Рекламная конструкция перед входом в выставочный павильон или сооружение, находящееся внутри павильона. Дизайн-проект «Рекламная или выставочная пространственная конструкция» Графический и средовой дизайн. Дизайнерские разработки ( 6 ч) Актуальность искусства плаката. Основы выразительности искусства плаката. Классификация плаката. Рекламная идея плаката и его визуальный образ. Фотоизображения и графика. Стилизация изображения. История развития упаковки. Упаковка товара-часть маркетинга. Композиционные элементы упаковка. Коммуникативная роль рекламы в современной общественной жизни. Направление и виды рекламной деятельности. Использование объёмных элементов в плоскостных рекламных плакатах. Инсталляция как художественный прием в арт-дизайне. Функции витрины как части магазина.Типы витрин. Элементы дизайнерского оформления витрины. Дизайн – проект «Макет витрины» Фирменный стиль ( 3 ч) Фирменный стиль как важнейшая часть рекламной коммуникативной политики. Элементы фирменного стиля. Понятие корпоративной культуры. Этика рекламного процесса. Информативность, добросовестность, реалистичность рекламы. Товарный знак и логотип. Слоган. Элементы рекламной политики фирмы. Корпоративная одежда. Дизайн-проект «Разработка фирменного стиля» Дизайн интерьера и городской среды ( 6 ч) Дизайн интерьера. Стилистическое единство архитектурного экстерьера, интерьера помещений, мебели. Цвет в интерьере. Создание многофункционального интерьера отдельной комнаты. Способы зонирования. Единство эстетического и функционального в объемнопространственной организации среды. Архитектурный остов интерьера отделочные материалы. Введение фактуры и цвета в интерьер. Дизайнерские детали интерьера. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды. Создание информативного комфорта, устройство пешеходных зон, установка городской мебели, информационных блоков и т.д. садовопарковое искусство. Ландшафтный дизайн. Регулярные пейзажи школы ландшафтного дизайна. Условные обозначения, применяемые в ландшафтном дизайне. Музейный дизайн. Традиционная музейная экспозиция и новые типы экспозиций. Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки» Дизайн зрелища (4 ч) Пространственная среда зрелища. Сценографический дизайн. Дизайнерские специальности. Особенности театрально- декорационного искусства. Выдающиеся художники-сценографы. Архитектурнотехнологическая конструкция театра. Основные элементы театральной сцены. Виды декораций Свет и световые проекции. Театральный костюм и образ спектакля. Истории театрального костюма. Виды театрального костюма. Дизайн-проект «Праздник в городе» 4. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 Количество часов Тема урока Вводное занятие. Я б в дизайнеры пошел.. Постижение основ формообразования в дизайне Выразительность простого. Контраст и баланс Всего 1 1 1 Контроль ные работы Практи ческие работы Дата изуч ения Электронные цифровые образовательн ые ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Типы композиций 4 5 6 1 Треугольник. Круг. Пятна произвольной формы Линия - элемент композиции 1 1 Образ и цвет в дизайне 7 1 Шрифт и знак 8 9 10 1 Стилизация изображений. Пиктограммы От плоскостного изображения к объему и пространству 1 1 Поверхность и фактура 11 12 1 Композиционная организация пространства 1 Поиск гармонии 13 1 Бионика 14 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 15 16 17 Дизайн-проект «Рекламная или выставочная пространственная конструкция» Графический дизайн и реклама Контрольная работа по теме «Основы формообразования в дизайне» Библиотека ЦОК 1 1 1 1 Реклама в городе. 19 20 21 22 23 24 1 Сочетание текста и реального предмета в рекламе. Инсталляция. Витрина Дизайн-проект «Макет витрины» Логотип. Шрифт. Цвет и знак. Фирменный стиль в системе рекламы и маркетинга Дизайн-проект «Разработка фирменного стиля» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК Графический дизайн 18 https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК 1 1 1 1 1 https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 25 Пространственноколористическое решение интерьера жилой комнаты Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК Внутренняя среда здания 26 1 https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК Архитектурный дизайн 27 28 29 30 31 32 1 Садово-парковое проектирование Дизайнерское решение экспозиционного пространства Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки» Сценографический дизайн Театральные костюмы Дизайн – проект «Праздник в городе» https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 Библиотека ЦОК Промежуточная аттестация 33 34 1 Итоговое занятие «Что мы узнали из курса «Дизайн?» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo.r u/8a18fbb8 1 33 0 0 Рекомендуемая литература Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М., 2013. — (Стандарты второго поколения). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2019. — (Стандарты второго поколения). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2019. — (Стандарты второго поколения). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — М., 2014. — (Стандарты второго поколения). Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения). Адамов Е. Б. Ритмическая структура книги / Е. Б. Адамов. — М., 1974. Андреева А. К. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода: от Древнего Египта до модерна / А. К. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001. Аронов В. Р. Дизайн в культуре ХХ века. 1945–1990 / В. Р. Аронов. — М., 2013. Берёзкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Мастера / В. И. Берёзкин. — М., 2002. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге / М. В. Большаков. — М., 1990. Бхаскаран Л. Дизайн и время / Л. Бхаскаран. — СПб., 2009. Велев П. Города будущего / П. Велев. — М., 1985. Власов В. Г. Стили в искусстве (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура): словарь / В. Г. Власов. — СПб., 1998. Власова Р. И. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ века. Наследие петербургских мастеров / Р. И. Власова. — Л., 1984. Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна / Н. В. Воронов. — М., 1997. Воронов Н. В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна / Н. В. Воронов. — М., 2002. Герчук Ю. А. Искусство печатной книги в России XVI–XXI веков / Ю. А. Герчук. — М., 2015. Герчук Ю. А. История графики и искусства книги: учеб. пособие для студентов вузов / Ю. А. Герчук. — М., 2000. Герчук Ю. А. Художественная структура книги / Ю. А. Герчук. — М., 1984