Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на ШМО заместитель директора ________________________ ________________________ учителей естественнонаучного цикла Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. Миронова А.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «УЧЕБНЫЕ СБОРЫ» для обучающихся 8 классов Нижний Новгород 2024 г. Программа курса внеурочной деятельности «Учебные сборы» для учащихся 8 классов Пояснительная записка В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения, изменению приоритетов социальных векторов развития, что, в целом, привело к снижению значимости духовно-нравственного развития, принятия ценностей государства и духовно-нравственных ценностей в молодежной среде. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма подрастающего поколения. Также отмечается снижение уровня подготовки молодежи к службе в армии, формирования чувства долга перед Родиной и готовности к защите Отечества, и как следствие падение престижа военной профессии, защитника России. Исходя из вышеизложенного, для повышения эффективности военнопатриотического воспитания молодежи, разработана программа «Учебные сборы», которая направлена на формирование представлений о службе в армии, патриотическое воспитание, принятие базовых национальных ценностей государства, начальную военную подготовку обучающихся образовательных организаций 8 классов посредством проведения учебных сборов. Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является одной из ключевых задач современного государства, в том числе, органов государственной власти, органов военного управления и структур гражданского общества. Стратегические национальные приоритеты выводят на первый план формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, ответственности за будущее страны и готовности к защите интересов России. Патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие и начальная военная подготовка детей и молодежи обеспечивается целенаправленной деятельностью по военно-патриотическому воспитанию и обучением основам военной службы в образовательных организациях посредством учебной и внеучебной деятельности, в том числе через реализацию дополнительных общеразвивающих программ. Реализация настоящей программы направлена на: - укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического воспитания обучающихся; - формирование профессиональных интересов и профессиональную ориентацию в области государственной и гражданской службы. Программа «Учебные сборы» разработана с учетом требований к предметным результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих знание основ обороны государства и воинской службы (законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка), знание основных видов военнопрофессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе, владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике. Цель: Патриотическое воспитание и начальная военная подготовка обучающихся через формирование целостного представления о военной службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Задачи: - Закрепить теоретические знания, полученные на занятиях ОБЗР в образовательных учреждениях, приобрести практические навыки, необходимые юношам для быстрой адаптации при поступлении на военную службу, познакомить с вооружением и военной техникой, размещением и бытом военнослужащих воинских частей, выполнить практические стрельбы; - изучить основные положения законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной о добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; - сформировать представления об основах безопасности военной службы, конструкции и правилах обращения с боевым ручным стрелковым оружием, об основах тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; - закрепить на практике полученные знания в ходе учебных сборов; - сформировать представления об учетно-воинских специальностях и профессиональной ориентации. Категория обучающихся: обучающиеся 8 классов мужского пола Форма обучения: очная. Режим занятий: всего 17 учебных часов. Планируемые результаты В результате освоения программы «Учебные сборы » обучающиеся научатся: Основам обороны государства раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны; объяснять направление военной политики РФ в современных условиях; описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время; характеризовать историю создания ВС РФ; описывать структуру ВС РФ; характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи; распознавать символы ВС РФ; приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ. Военная подготовка. Основы военных знаний. комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы; использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе; раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ; характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе; раскрывать организацию воинского учета; комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ; использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту; описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы; различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ; объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве. Элементам начальной военной подготовки комментировать назначение Строевого устава ВС РФ; - использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки; оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ; выполнять строевые приемы и движение без оружия; выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него; выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении; приводить примеры команд управления строем с помощью голоса; описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова; выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки; описывать порядок хранения автомата; снаряжать магазин патронами; выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб; описывать явление выстрела и его практическое значение; объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника; объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела; выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям; объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы; выполнять изготовку к стрельбе; производить стрельбу; объяснять назначение и боевые свойства гранат; различать наступательные и оборонительные гранаты; описывать устройство ручных осколочных гранат; выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат; выполнять меры безопасности при обращении с гранатами; объяснять предназначение современного общевойскового боя; характеризовать современный общевойсковой бой; описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования; выполнять приемы «К бою», «Встать»; объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания; выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку); определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов; передвигаться по азимутам; описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1); применять средства индивидуальной защиты; действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения; описывать состав и область применения аптечки индивидуальной; раскрывать особенности оказания первой помощи в бою; выполнять приемы по выносу раненых с поля боя. Основам медицинских знаний и оказание первой помощи использовать личную профилактику заболеваний, гигиену и закаливание; оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний, источниках заражения; оказывать первую помощь при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, наружных кровотечениях, инородных телах верхних дыхательных путей, - травмах различных областей тела, ожогах (эффектах воздействия высоких температур, теплового излучения), отморожения и других эффектах воздействия низких температур, отравлениях; отличать первую помощь от медицинской помощи. Содержание программы Содержание программы «Учебные сборы» включает следующие модули: «Основы обороны государства», «Военная подготовка. Основы военных знаний», «Элементы начальной военной подготовки», «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». Модуль 1. «Основы обороны государства» Тема: Вводное занятие Строевой плац. Модуль 2. «Военная подготовка. Основы военных знаний» Тема: «Основы военных знаний» История возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Этапы становления современных Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные направления подготовки к военной службе. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации Взаимоотношения между военнослужащими. Составы, воинские звания и знаки различия военнослужащих. Вежливость и поведение военнослужащих. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Командиры (начальники) и подчинённые. Старшие и младшие Особенности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации Воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации. История создания общевойсковых уставов. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и основные понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск Виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов вооружения и военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии, противовоздушной обороны) Организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи отделения в различных видах боя. Состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего Модуль 3. «Элементы начальной военной подготовки» Тема: «Огневая подготовка» Назначение стрелкового оружия, историческая справка. Понятие о выстреле. Меры предосторожности при обращении с оружием. Правила хранения оружия. Вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактико-технические характеристики основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-74, ручной пулемет Калашникова (РПК), ручной противотанковый гранатомет РПГ-7В, снайперская винтовка Драгунова (СВД); Назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных гранат (наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1, ручная граната оборонительная (РГО), ручная граната наступательная (РГН); Практическая стрельба из учебных АК и винтовки в лазерном и пневматическом тирах. Типы гранатомётов. Ручной противотанковый гранатомет. Подствольный гранатомет. Назначение и боевые свойства гранатомета, выстрел для гранатомета. Меры безопасности при обращении с гранатометом. Особенности стрельбы из гранатомета в различных условиях и по различным целям Ручные гранаты. Назначение, виды гранат (наступательные и оборонительные). Боевые характеристики гранат, их устройство и принцип действия. Меры предосторожности при обращении с гранатами. Правила (приемы) и нормативы метания гранат. Тема: «Строевая подготовка» Строевой устав ВС РФ. Основы обучения строевой подготовки. строевые приемы и движение без оружия, строевая стойка, выполнение команд "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Отставить", "Головные уборы (головной убор) - снять (надеть)", повороты на месте Повороты в движении: одиночная подготовка и повороты строем. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Тема: «Специальная физическая подготовка» Физическая подготовка военнослужащих, утренняя физическая зарядка. Варианты проведения зарядки: первый - общеразвивающие упражнения, второй - ускоренное передвижение, третий - комплексная тренировка Состав объектов для занятий по физической подготовке (спортивных сооружений) в воинской части и их предназначение. Испытание силы (подтягивания, подъём с переворотом и др.) Тема: «Вооружение и военная техника» Сухопутных войск ВС РФ, краткая характеристика основных типов вооружения и военной техники. Опыт применения Сухопутных Войск в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время Воздушно космические силы России. Виды и составные части боевой авиации. Тактикотехнические характеристики образцов авиационной и ракетной техники различного назначения. Военно-морской флот России. Назначение и решаемые задачи. Тактико-технические характеристики надводных и подводных боевых кораблей, и особенности их боевого применения. Особенности происхождения военной службы в ВМФ России. Тема: «Тактическая подготовка» Понятие о тактической подготовке. Боевой устав Сухопутных войск. Виды тактической подготовки: бой, оборона, наступление, бой, боевое охранение, марш и походное охранение, разведка, разведывательный дозор и т.д. Инженерное оборудование боевой позиции отделения. Понятие о современном общевойсковом бое. ____________________ Обязанности военнослужащего, способы и приемы действий в бою. Тактическая подготовка в составе отделения. Ведение оборонительного боя. Действия солдата в обороне. Действия солдата в наступлении. Атака, боевой порядок отделения и взвода. Команды, подаваемые на передвижение в бою и их выполнение. ____ Тактическая подготовка (совершение марша). Марш подразделения. Управление на марше. Отделение в походном охранении. Привалы. Расположение отделения на месте. Сторожевое охранение. Инженерные заграждения. _____________________________ Основы военной топографии, её назначение, способы и средства изучения и оценки местности и её использования при подготовке и ведения боевых действий. Топографические карты. Изображение рельефа местности на карте. Картографические условные знаки: лесные массивы, реки, мосты, ориентиры, боевая техника и т.д. _______ Основы выживания в экстремальных условиях и дикой природе, факторы, влияющие на способность к выживанию и к выполнению боевых задач: психическое состояние, физическое состояние, уровень обученности, наличие снаряжения, физикогеографические особенности района, заболевания и травмы. Выбор маршрута движения, ориентирование на местности, устройство места для отдыха и обогрев, питание - пищевой рацион аварийного запаса; дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы; пища животного происхождения. Тема: «Радиационная, химическая и бактериологическая защита» Боевые свойства и поражающие факторы Оружие массового поражения - ядерного, химического и бактериологического. Сигналы оповещения. Применяемые средства защиты, их предназначение и защитные свойства. Понятие о специальной обработке личного состава. Действие личного состава на заражённой местности. Индивидуальные средства защиты от воздействия ОМП: предназначение, классификация, устройство и принцип действия. Нормативы по применению ИСЗ. Понятие о приборах и средствах радиационной и химической разведки. Действия личного состава на зараженной местности. Оказание первой помощи пострадавшим от ОМП. Тема: «Тактико-специальное занятие» Военно-тактическая игра, в ходе которой обучающиеся продемонстрируют знания, умения, навыки и компетенции, сформированные в ходе обучения. Игра включает в себя пять этапов направленных на демонстрацию обучающимися планируемых результатов освоения программы. Модуль 4. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» Тема: «Военно-медицинская подготовка» Личная профилактика заболеваний и гигиена военнослужащего. Закаливание военнослужащих. Понятие об инфекционных заболеваниях, источниках заражения. Первая помощь при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, наружных кровотечениях, инородных телах верхних дыхательных путей, травмах различных областей тела, ожогах (эффектах воздействия высоких температур, теплового излучения), отморожения и других эффектах воздействия низких температур, отравлениях. Тематическое планирование № п/п Модуль 1. Основы обороны государства 2. Военная подготовка. Основы военных знаний 3. Название раздела, темы Вводное занятие Общевоинские уставы Основы медицинских Военномедицинская знаний и оказание подготовка первой помощи Количество часов Всего Теория 1 1 2 2 2 Практика Формы аттестации Контрольный опрос 2 Контрольный опрос Специальная физическая подготовка 4. Элементы начальной военной подготовки 2 Вооружение и военная техника Тактическая подготовка 8. Радиационная, химическая и бактериологическа я защита 9. Тактикоспециальное занятие Строевой плац 10. Итого 2 1 Выполнение практических заданий (нормативов) 2 Выполнение практических заданий (нормативов) Огневая подготовка Строевая подготовка 7. 2 Выполнение практических заданий (нормативов) 1 2 1 1 2 1 2 1 1 17 7 Викторина 1 Контрольный опрос 1 Выполнение практических заданий (нормативов) 1 Зачёт 10