Учебные сборы 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на ШМО

заместитель директора

________________________

________________________

учителей естественнонаучного цикла
Протокол № 1 от «30»
августа 2024 г.

Миронова А.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «УЧЕБНЫЕ СБОРЫ»
для обучающихся 8 классов

Нижний Новгород
2024 г.

Программа курса внеурочной деятельности
«Учебные сборы» для учащихся 8 классов
Пояснительная записка
В последнее время в России произошли экономические и политические изменения,
которые привели к значительной социальной дифференциации населения, изменению
приоритетов социальных векторов развития, что, в целом, привело к снижению значимости
духовно-нравственного развития, принятия ценностей государства и духовно-нравственных
ценностей в молодежной среде.
Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и
образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма подрастающего
поколения. Также отмечается снижение уровня подготовки молодежи к службе в армии,
формирования чувства долга перед Родиной и готовности к защите Отечества, и как следствие
падение престижа военной профессии, защитника России.
Исходя из вышеизложенного, для повышения эффективности военнопатриотического
воспитания молодежи, разработана программа «Учебные сборы», которая направлена на
формирование представлений о службе в армии, патриотическое воспитание, принятие базовых
национальных ценностей государства, начальную военную подготовку обучающихся
образовательных организаций 8 классов посредством проведения учебных сборов.
Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, подготовка граждан Российской
Федерации к военной службе является одной из ключевых задач современного государства, в
том числе, органов государственной власти, органов военного управления и структур
гражданского общества. Стратегические национальные приоритеты выводят на первый план
формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, ответственности за будущее страны и
готовности к защите интересов России. Патриотическое воспитание, духовно-нравственное
развитие и начальная военная подготовка детей и молодежи обеспечивается целенаправленной
деятельностью по военно-патриотическому воспитанию и обучением основам военной службы
в образовательных организациях посредством учебной и внеучебной деятельности, в том числе
через реализацию дополнительных общеразвивающих программ.
Реализация настоящей программы направлена на:
- укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического воспитания обучающихся;
- формирование профессиональных интересов и профессиональную ориентацию в
области государственной и гражданской службы.
Программа «Учебные сборы» разработана с учетом требований к предметным
результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» основной
образовательной программы основного общего и среднего общего образования,
обеспечивающих знание основ обороны государства и воинской службы (законодательство об
обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до
призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт
военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и
тактическая подготовка), знание основных видов военнопрофессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной
службы и пребывания в запасе, владение основами медицинских знаний и оказания первой
помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных
видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их
профилактике.
Цель: Патриотическое воспитание и начальная военная подготовка обучающихся через
формирование целостного представления о военной службе в Вооруженных силах Российской
Федерации.

Задачи:
- Закрепить теоретические знания, полученные на занятиях ОБЗР в образовательных
учреждениях, приобрести практические навыки, необходимые юношам для быстрой адаптации
при поступлении на военную службу, познакомить с вооружением и военной техникой,
размещением и бытом военнослужащих воинских частей, выполнить практические стрельбы;
- изучить основные положения законодательства Российской Федерации в области
обороны государства, о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной о добровольной
подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном
порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности
военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;
- сформировать представления об основах безопасности военной службы, конструкции
и правилах обращения с боевым ручным стрелковым оружием, об основах тактической,
медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической
защиты войск и населения;
- закрепить на практике полученные знания в ходе учебных сборов;
- сформировать
представления
об
учетно-воинских
специальностях
и
профессиональной ориентации.
Категория обучающихся: обучающиеся 8 классов мужского пола
Форма обучения: очная.
Режим занятий: всего 17 учебных часов.
Планируемые результаты
В результате освоения программы «Учебные сборы » обучающиеся научатся:
Основам обороны государства
раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов в мирное и военное время;
характеризовать историю создания ВС РФ;
описывать структуру ВС РФ;
характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
распознавать символы ВС РФ;
приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Военная подготовка. Основы военных знаний.
комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской
обязанности граждан и военной службы;
использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и
обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время
увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности
гражданина РФ;
характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
раскрывать организацию воинского учета;
комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной
службы по призыву, контракту;
описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы;
различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементам начальной военной подготовки
комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
-

использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
выполнять строевые приемы и движение без оружия;
выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство
автомата
Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
описывать порядок хранения автомата;
снаряжать магазин патронами;
выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
описывать явление выстрела и его практическое значение;
объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и
убойного действия пули при поражении противника;
объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
выбирать прицел и правильную точку прицеливания
для стрельбы по
неподвижным целям;
объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
выполнять изготовку к стрельбе;
производить стрельбу;
объяснять назначение и боевые свойства гранат;
различать наступательные и оборонительные гранаты;
описывать устройство ручных осколочных гранат;
выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
объяснять предназначение современного общевойскового боя;
характеризовать современный общевойсковой бой;
описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их
оборудования;
выполнять приемы «К бою», «Встать»;
объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и
признакам местных предметов;
передвигаться по азимутам;
описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования
противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного
костюма (Л-1);
применять средства индивидуальной защиты;
действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик
(ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Основам медицинских знаний и оказание первой помощи
использовать личную профилактику заболеваний, гигиену и закаливание;
оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия
инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний, источниках заражения;
оказывать первую помощь при отсутствии сознания, остановке дыхания и
кровообращения, наружных кровотечениях, инородных телах верхних дыхательных путей,
-

травмах различных областей тела, ожогах (эффектах воздействия высоких температур,
теплового излучения), отморожения и других эффектах воздействия низких температур,
отравлениях;
отличать первую помощь от медицинской помощи.
Содержание программы
Содержание программы «Учебные сборы» включает следующие модули: «Основы обороны
государства», «Военная подготовка. Основы военных знаний», «Элементы начальной военной
подготовки», «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».
Модуль 1. «Основы обороны государства»
Тема: Вводное занятие
Строевой плац.
Модуль 2. «Военная подготовка. Основы военных знаний»
Тема: «Основы военных знаний»
История возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Этапы
становления современных Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные направления
подготовки к военной службе.
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации Взаимоотношения
между военнослужащими. Составы, воинские звания и знаки различия военнослужащих.
Вежливость и поведение военнослужащих. Порядок отдачи и выполнения приказаний.
Командиры (начальники) и подчинённые. Старшие и младшие Особенности видов и родов
войск Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации. История создания
общевойсковых уставов. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их
состав и основные понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск
Виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов вооружения и
военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации
(мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии, противовоздушной
обороны)
Организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи отделения в
различных видах боя. Состав, назначение, характеристики, порядок размещения
современных средств индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего
Модуль 3. «Элементы начальной военной подготовки»
Тема: «Огневая подготовка» Назначение стрелкового оружия, историческая справка.
Понятие о выстреле. Меры предосторожности при обращении с оружием. Правила
хранения оружия.
Вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактико-технические
характеристики основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-74, ручной
пулемет Калашникова (РПК), ручной противотанковый гранатомет РПГ-7В, снайперская
винтовка Драгунова (СВД);
Назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных гранат
(наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1, ручная граната
оборонительная (РГО), ручная граната наступательная (РГН);
Практическая стрельба из учебных АК и винтовки в лазерном и пневматическом тирах.

Типы гранатомётов. Ручной противотанковый гранатомет. Подствольный гранатомет.
Назначение и боевые свойства гранатомета, выстрел для гранатомета. Меры безопасности
при обращении с гранатометом. Особенности стрельбы из гранатомета в различных
условиях и по различным целям
Ручные гранаты. Назначение, виды гранат (наступательные и оборонительные). Боевые
характеристики гранат, их устройство и принцип действия. Меры предосторожности при
обращении с гранатами. Правила (приемы) и нормативы метания гранат.
Тема: «Строевая подготовка»
Строевой устав ВС РФ. Основы обучения строевой подготовки. строевые приемы и
движение без оружия, строевая стойка, выполнение команд "Становись", "Равняйсь",
"Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Отставить", "Головные уборы (головной убор) - снять
(надеть)", повороты на месте
Повороты в движении: одиночная подготовка и повороты строем. Выполнение воинского
приветствия в строю на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него.
Тема: «Специальная физическая подготовка»
Физическая подготовка военнослужащих, утренняя физическая зарядка. Варианты
проведения зарядки: первый - общеразвивающие упражнения, второй - ускоренное
передвижение, третий - комплексная тренировка Состав объектов для занятий по
физической подготовке (спортивных сооружений) в воинской части
и их
предназначение.
Испытание силы (подтягивания, подъём с переворотом и др.)
Тема: «Вооружение и военная техника» Сухопутных войск ВС РФ, краткая
характеристика основных типов вооружения и военной техники. Опыт применения
Сухопутных Войск в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время
Воздушно космические силы России. Виды и составные части боевой авиации. Тактикотехнические характеристики образцов авиационной и ракетной техники различного
назначения.
Военно-морской флот России. Назначение и решаемые задачи. Тактико-технические
характеристики надводных и подводных боевых кораблей, и особенности их боевого
применения. Особенности происхождения военной службы в ВМФ России.
Тема: «Тактическая подготовка»
Понятие о тактической подготовке. Боевой устав Сухопутных войск. Виды тактической
подготовки: бой, оборона, наступление, бой, боевое охранение, марш и походное
охранение, разведка, разведывательный дозор и т.д. Инженерное оборудование боевой
позиции отделения. Понятие о современном общевойсковом бое. ____________________
Обязанности военнослужащего, способы и приемы действий в бою. Тактическая
подготовка в составе отделения. Ведение оборонительного боя.
Действия солдата в обороне. Действия солдата в наступлении. Атака, боевой порядок
отделения и взвода. Команды, подаваемые на передвижение в бою и их выполнение. ____
Тактическая подготовка (совершение марша). Марш подразделения. Управление на
марше. Отделение в походном охранении. Привалы. Расположение отделения на месте.
Сторожевое охранение. Инженерные заграждения. _____________________________
Основы военной топографии, её назначение, способы и средства изучения и оценки
местности и её использования при подготовке и ведения боевых действий.
Топографические карты. Изображение рельефа местности на карте. Картографические
условные знаки: лесные массивы, реки, мосты, ориентиры, боевая техника и т.д. _______
Основы выживания в экстремальных условиях и дикой природе, факторы, влияющие на
способность к выживанию и к выполнению боевых задач: психическое состояние,
физическое состояние, уровень обученности, наличие снаряжения, физикогеографические
особенности района, заболевания и травмы. Выбор маршрута движения, ориентирование на

местности, устройство места для отдыха и обогрев, питание - пищевой рацион аварийного
запаса; дикорастущие съедобные растения,
водоросли, грибы; пища животного происхождения.
Тема: «Радиационная, химическая и бактериологическая защита»
Боевые свойства и поражающие факторы Оружие массового поражения - ядерного,
химического и бактериологического. Сигналы оповещения. Применяемые средства защиты,
их предназначение и защитные свойства. Понятие о специальной обработке личного
состава.
Действие личного состава на заражённой местности. Индивидуальные средства защиты от
воздействия ОМП: предназначение, классификация, устройство и принцип действия.
Нормативы по применению ИСЗ. Понятие о приборах и средствах радиационной и
химической разведки. Действия личного состава на зараженной местности. Оказание
первой помощи пострадавшим от ОМП.
Тема: «Тактико-специальное занятие»
Военно-тактическая игра, в ходе которой обучающиеся продемонстрируют знания, умения,
навыки и компетенции, сформированные в ходе обучения. Игра включает в себя пять
этапов направленных на демонстрацию обучающимися планируемых результатов освоения
программы.
Модуль 4. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
Тема: «Военно-медицинская подготовка»
Личная профилактика заболеваний и гигиена военнослужащего. Закаливание
военнослужащих. Понятие об инфекционных заболеваниях, источниках заражения. Первая
помощь при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, наружных
кровотечениях, инородных телах верхних дыхательных путей, травмах различных областей
тела, ожогах (эффектах воздействия высоких температур, теплового излучения),
отморожения и других эффектах воздействия низких температур, отравлениях.
Тематическое планирование

№ п/п

Модуль

1.

Основы обороны
государства

2.

Военная
подготовка.
Основы военных
знаний

3.

Название раздела,
темы
Вводное занятие

Общевоинские
уставы

Основы
медицинских
Военномедицинская
знаний и оказание
подготовка
первой помощи

Количество часов
Всего

Теория

1

1

2

2

2

Практика

Формы
аттестации

Контрольный
опрос

2

Контрольный
опрос

Специальная
физическая
подготовка

4.

Элементы
начальной
военной
подготовки

2

Вооружение и
военная техника
Тактическая
подготовка

8.

Радиационная,
химическая и
бактериологическа
я защита

9.

Тактикоспециальное
занятие Строевой
плац

10.

Итого

2

1

Выполнение
практических
заданий
(нормативов)

2

Выполнение
практических
заданий
(нормативов)

Огневая подготовка

Строевая
подготовка

7.

2

Выполнение
практических
заданий
(нормативов)

1

2

1

1

2

1

2

1

1

17

7

Викторина

1

Контрольный
опрос

1

Выполнение
практических
заданий
(нормативов)

1

Зачёт

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».