Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на ШМО заместитель директора ________________________ ________________________ учителей естественнонаучного цикла Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. Миронова А.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «УЧЕБНЫЕ СБОРЫ» для обучающихся 10 классов Нижний Новгород 2024 г. Программа курса внеурочной деятельности «Учебные сборы» для учащихся 10 классов Пояснительная записка В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения, изменению приоритетов социальных векторов развития, что, в целом, привело к снижению значимости духовно-нравственного развития, принятия ценностей государства и духовно-нравственных ценностей в молодежной среде. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма подрастающего поколения. Также отмечается снижение уровня подготовки молодежи к службе в армии, формирования чувства долга перед Родиной и готовности к защите Отечества, и как следствие падение престижа военной профессии, защитника России. Исходя из вышеизложенного, для повышения эффективности военнопатриотического воспитания молодежи, разработана программа «Учебные сборы», которая направлена на формирование представлений о службе в армии, патриотическое воспитание, принятие базовых национальных ценностей государства, начальную военную подготовку обучающихся образовательных организаций 10 классов посредством проведения учебных сборов. Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является одной из ключевых задач современного государства, в том числе, органов государственной власти, органов военного управления и структур гражданского общества. Стратегические национальные приоритеты выводят на первый план формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, ответственности за будущее страны и готовности к защите интересов России. Патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие и начальная военная подготовка детей и молодежи обеспечивается целенаправленной деятельностью по военнопатриотическому воспитанию и обучением основам военной службы в образовательных организациях посредством учебной и внеучебной деятельности, в том числе через реализацию дополнительных общеразвивающих программ. Реализация настоящей программы направлена на: - укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического воспитания обучающихся; - формирование профессиональных интересов и профессиональную ориентацию в области государственной и гражданской службы. Программа «Учебные сборы» разработана с учетом требований к предметным результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих знание основ обороны государства и воинской службы (законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка), знание основных видов военнопрофессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе, владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике. Цель: Патриотическое воспитание и начальная военная подготовка обучающихся через формирование целостного представления о военной службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Задачи: - Закрепить теоретические знания, полученные на занятиях ОБЗР в образовательных учреждениях, приобрести практические навыки, необходимые юношам для быстрой адаптации при поступлении на военную службу, познакомить с вооружением и военной техникой, размещением и бытом военнослужащих воинских частей, выполнить практические стрельбы; - изучить основные положения законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной о добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; - сформировать представления об основах безопасности военной службы, конструкции и правилах обращения с боевым ручным стрелковым оружием, об основах тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; - закрепить на практике полученные знания в ходе учебных сборов; - сформировать представления об учетно-воинских специальностях и профессиональной ориентации. Категория обучающихся: обучающиеся 10 классов мужского пола Форма обучения: очная. Режим занятий: 5 дней в неделю; 7 учебных часов в день: 4 часа занятий в первой половине дня (до обеда) и 3 часа после обеда; всего 35 учебных часов. Планируемые результаты В результате освоения программы «Учебные сборы » обучающиеся научатся: Основам обороны государства раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны; объяснять направление военной политики РФ в современных условиях; описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время; характеризовать историю создания ВС РФ; описывать структуру ВС РФ; характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи; распознавать символы ВС РФ; приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ. Правовым основам военной службы комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы; использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе; раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ; характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе; раскрывать организацию воинского учета; комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ; использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту; описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы; различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ; объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве. Элементам начальной военной подготовки комментировать назначение Строевого устава ВС РФ; использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки; оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ; выполнять строевые приемы и движение без оружия; выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него; выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении; приводить примеры команд управления строем с помощью голоса; описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова; выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки; описывать порядок хранения автомата; снаряжать магазин патронами; выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб; описывать явление выстрела и его практическое значение; объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника; объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела; выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям; объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы; выполнять изготовку к стрельбе; производить стрельбу; объяснять назначение и боевые свойства гранат; различать наступательные и оборонительные гранаты; описывать устройство ручных осколочных гранат; выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат; выполнять меры безопасности при обращении с гранатами; объяснять предназначение современного общевойскового боя; характеризовать современный общевойсковой бой; описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования; выполнять приемы «К бою», «Встать»; объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания; выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку); определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов; передвигаться по азимутам; описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1); применять средства индивидуальной защиты; действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения; описывать состав и область применения аптечки индивидуальной; раскрывать особенности оказания первой помощи в бою; выполнять приемы по выносу раненых с поля боя. Основам медицинских знаний и оказание первой помощи использовать личную профилактику заболеваний, гигиену и закаливание; оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний, источниках заражения; оказывать первую помощь при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, наружных кровотечениях, инородных телах верхних дыхательных путей, травмах различных областей тела, ожогах (эффектах воздействия высоких температур, теплового излучения), отморожения и других эффектах воздействия низких температур, отравлениях; отличать первую помощь от медицинской помощи. Содержание программы Содержание программы «Учебные сборы» включает следующие модули: «Основы обороны государства», «Правовые основы военной службы», «Элементы начальной военной подготовки», «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». Модуль 1. «Основы обороны государства» Тема: Вводное занятие Строевой плац. Модуль 2. «Правовые основы военной службы» Тема: «Общевоинские уставы» Уставы ВС РФ - свод законов военной службы. Виды Уставов: общевоинские и боевые уставы ВС РФ. Устав внутренней службы ВС РФ. Общие обязанности военнослужащих Раскрывает вопрос взаимоотношения между военнослужащими. Составы, воинские звания и знаки различия военнослужащих. Вежливость и поведение военнослужащих. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Командиры (начальники) и подчинённые. Старшие и младшие Размещение военнослужащих. Распорядок дня воинской части. Нормы довольствия военнослужащих Суточный наряд: предназначение, состав, обязанности лиц суточного наряда роты. Порядок приема и сдачи дежурства. Действия лиц суточного наряда при объявлении тревоги. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Назначение и задачи караульной службы. Состав караула, подготовка караула, обязанности часового и разводящего. Смена часовых, оборудование постов и караульных помещений. Состав и предназначение караульного городка. Дисциплинарный Устав ВС РФ. Воинская дисциплина и ее сущность. Поощрения и дисциплинарные взыскания, применяемые к военнослужащим. Права военнослужащего. Служебная карточка. Ответственность военнослужащих за проступки: дисциплинарная, административная и уголовные. Обращения военнослужащих с предложениями, заявлениями и жалобами. Привлечение военнослужащих к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Модуль 3. «Элементы начальной военной подготовки» - Тема: «Огневая подготовка» Назначение стрелкового оружия, историческая справка. Понятие о выстреле. Меры предосторожности при обращении с оружием. Правила хранения оружия. Основы общевойскового боя. Основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр). Оборона, ее задачи и принципы. Наступление, задачи и способы Назначение, боевые характеристики и устройство автомата Калашникова. Модификации автомата. Работа частей и механизмов при стрельбе. Меры предосторожности при разборке и сборке автомата. Разборка и сборка Автомат Калашникова (АК), пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева. Требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок виды, предназначение. Тактико-технические характеристики и общее устройство беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА); конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа Приготовление к стрельбе: заряжение автомата, принятие положения для стрельбы: «Лежа», «С колена», «Стоя». Правила прицеливания. Практическая стрельба из учебных АК и винтовки в лазерном и пневматическом тирах. Типы гранатомётов. Ручной противотанковый гранатомет. Подствольный гранатомет. Назначение и боевые свойства гранатомета, выстрел для гранатомета. Меры безопасности при обращении с гранатометом. Особенности стрельбы из гранатомета в различных условиях и по различным целям. Ручные гранаты. Назначение, виды гранат (наступательные и оборонительные). Боевые характеристики гранат, их устройство и принцип действия. Меры предосторожности при обращении с гранатами. Правила (приемы) и нормативы метания гранат. Тема: «Строевая подготовка» Строевой устав ВС РФ. Основы обучения строевой подготовки. Основные термины и определения строевой подготовки: строй, фланг, шеренга, дистанция, интервал и т.д., Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Одно шереножный и двух шереножный строи отделения. Движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение с изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского приветствия на месте и в движении Строевые приемы с оружием: строевая стойка, выполнение приемов на месте: «Положить оружие», «В ружьё», «Ремень отпустить (подтянуть)», «На грудь». Приёмы «К бою», «Встать». Выполнение приёмов в движении. Одиночное движение и движение строем. Выполнение воинского приветствия с оружием. Повороты в движении: одиночная подготовка и повороты строем. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Тема: «Специальная физическая подготовка» Физическая подготовка военнослужащих, утренняя физическая зарядка. Варианты проведения зарядки: первый - общеразвивающие упражнения, второй - ускоренное передвижение, третий - комплексная тренировка Состав объектов для занятий по физической подготовке (спортивных сооружений) в воинской части и их предназначение. Испытание силы (подтягивания, подъём с переворотом и др.) Тема: «Вооружение и военная техника» Сухопутных войск ВС РФ, краткая характеристика основных типов вооружения и военной техники. Опыт применения Сухопутных Войск в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время Воздушно космические силы России. Виды и составные части боевой авиации. Тактикотехнические характеристики образцов авиационной и ракетной техники различного назначения. Военно-морской флот России. Назначение и решаемые задачи. Тактико-технические характеристики надводных и подводных боевых кораблей, и особенности их боевого применения. Особенности происхождения военной службы в ВМФ России. Тема: «Тактическая подготовка» Понятие о тактической подготовке. Боевой устав Сухопутных войск. Виды тактической подготовки: бой, оборона, наступление, бой, боевое охранение, марш и походное охранение, разведка, разведывательный дозор и т.д. Инженерное оборудование боевой позиции отделения. Понятие о современном общевойсковом бое. Обязанности военнослужащего, способы и приемы действий в бою. Тактическая подготовка в составе отделения. Ведение оборонительного боя. Действия солдата в обороне. Действия солдата в наступлении. Атака, боевой порядок отделения и взвода. Команды, подаваемые на передвижение в бою и их выполнение. Тактическая подготовка (совершение марша). Марш подразделения. Управление на марше. Отделение в походном охранении. Привалы. Расположение отделения на месте. Сторожевое охранение. Инженерные заграждения. Основы военной топографии, её назначение, способы и средства изучения и оценки местности и её использования при подготовке и ведения боевых действий. Топографические карты. Изображение рельефа местности на карте. Картографические условные знаки: лесные массивы, реки, мосты, ориентиры, боевая техника и т.д. Основы выживания в экстремальных условиях и дикой природе, факторы, влияющие на способность к выживанию и к выполнению боевых задач: психическое состояние, физическое состояние, уровень обученности, наличие снаряжения, физико географические особенности района, заболевания и травмы. Выбор маршрута движения, ориентирование на местности, устройство места для отдыха и обогрев, питание - пищевой рацион аварийного запаса; дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы; пища животного происхождения. Тема: «Радиационная, химическая и бактериологическая защита» Боевые свойства и поражающие факторы Оружие массового поражения - ядерного, химического и бактериологического. Сигналы оповещения. Применяемые средства защиты, их предназначение и защитные свойства. Понятие о специальной обработке личного состава. Действие личного состава на заражённой местности. Индивидуальные средства защиты от воздействия ОМП: предназначение, классификация, устройство и принцип действия. Нормативы по применению ИСЗ. Понятие о приборах и средствах радиационной и химической разведки. Действия личного состава на зараженной местности. Оказание первой помощи пострадавшим от ОМП. Тема: «Тактико-специальное занятие» Военно-тактическая игра, в ходе которой обучающиеся продемонстрируют знания, умения, навыки и компетенции, сформированные в ходе обучения. Игра включает в себя пять этапов направленных на демонстрацию обучающимися планируемых результатов освоения программы. Модуль 4. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» Тема: «Военно-медицинская подготовка» Личная профилактика заболеваний и гигиена военнослужащего. Закаливание военнослужащих. Понятие об инфекционных заболеваниях, источниках заражения. Первая помощь при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, наружных кровотечениях, инородных телах верхних дыхательных путей, травмах различных областей тела, ожогах (эффектах воздействия высоких температур, теплового излучения), отморожения и других эффектах воздействия низких температур, отравлениях. Алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях; условные зоны оказания первой помощи Тематическое планирование Название раздела, темы № п/п Модуль 1. Основы обороны государства 2. Правовые основы военной подготовки 3. Основы медицинских Военномедицинская знаний и оказание подготовка первой помощи Вводное занятие Общевоинские уставы Специальная физическая подготовка 4. Элементы начальной военной подготовки Количество часов Всего Теория 1 1 6 6 2 Практика Контрольный опрос 2 2 3 Контрольный опрос 2 Выполнение практических заданий (нормативов) 4 Выполнение практических заданий (нормативов) Огневая подготовка 7 Формы аттестации Строевая подготовка Вооружение и военная техника 7. Тактическая подготовка 8. Радиационная, химическая и бактериологическа я защита 9. Тактикоспециальное занятие Строевой плац 10. Итого 5 5 3 3 5 3 2 1 2 35 17 Выполнение практических заданий (нормативов) Викторина 2 Контрольный опрос 1 Выполнение практических заданий (нормативов) 2 Зачёт 18