Приложение К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ЧЕЛОВЕК 1 дополнительный – 4 классы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Рабочая программа предназначена для учащихся 1 доп.- 4 классов для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой (интеллектуальными нарушениями), умственной отсталостью тяжёлыми и множественными нарушениями развития составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Задачи: — Формирование представлений о себе, осознание общности и различий сдругими; — представления о собственном теле; — распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта; — соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; — отнесение себя к определенному полу; — развитие способности осознавать и выражать свои интересы; — формировать представления о возрастных изменениях; — формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям; — формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; — формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами; — формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или 2 плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому; — формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета, принимать душ перед сном, соблюдать гигиенические навыки подростка); — формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей; — формировать умения обслуживать себя; — формировать умения следить за своим внешним видом; — формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности; — формирование положительного отношения ребенка к занятиям; — развитие собственной активности ребенка; — формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; — формирование и развитие целенаправленных действий; — развитие планирования и контроля деятельности; — развитие способности применять полученные знания для решения новыханалогичных задач. Кроме основных, можно выделить и методические задачи: — развитие зрительного восприятия; — развитие зрительного и слухового внимания; — развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; — формирование и развитие реципрокной координации; — развитие пространственных представлений; — развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое 3 значение в системе образования детей с ОВЗ. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Домоводство». Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной области «Окружающий мир». Рабочая программа предназначена для учащихся 1 доп. - 4 классов (2 вариант). Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала. Рабочая программа предмета «Человек» в 1 доп. - 4 классах рассчитана на 33 (в 1х классах) и 34 (во 2х – 4х классах) учебные недели в соответствии с расписанием. 1 дополнительный класс – 66 часов в год. 1 основной класс - 66 часов в год. 2 класс – 68 часов в год. 3 класс – 68 часов в год. 4 класс – 68 часов в год. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметные результаты: 4 — Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов — Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения — Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач — Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом — Использование доступных жестов для передачи сообщения — Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека — Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях — Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах — Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование собразца отдельных букв Личностные планируемые результаты: Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. «Уверенность в себе» 5 - осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим Биологический уровень - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторыхфункций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь 6 - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. Формы контроля: динамическое наблюдение. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Пропедевтический уровень 1. Формирование представлений о себе, осознание общности и различий сдругими. 2. Знакомство с собственным телом, его частями. 3. Гигиена тела. 4. Умение пользоваться туалетом. 5. Одевание-раздевание. 6. Прием пищи. Базовый уровень 1. Представление о себе. 2. Гигиена тела. 3. Туалет. 4. Обращение с одеждой и обувью. 5. Прием пищи. 6. Семья. 7 1 дополнительный класс № Раздел программы Основное содержание радела 1. Я - человек. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Разрешение прикасаться к себе. Ответ на прикосновения, тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения. 2. Моё имя. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. 3. Все люди разные. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. 3. Представления частях тела. 4. Человек: строение (голова, Восприятие тела как целого. Узнавание части туловище, руки, ноги). тела, как части собственного тела. Ориентация на кукле. Формирование схемы тела. Голова. Руки. Ноги. Туловище: плечи, грудь, живот, спина. 5. Части лица. Ориентация на кукле. Знакомство с понятием части лица: глаза, рот, нос, уши. 6. Уход за руками. Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате. Намачивание и намыливание рук. Смывание мыла с рук. Вытирание рук. о Знакомство с собственным телом, его частями. Формирование схемы тела. Представление о своих двигательных способностях. 8 7. Умывание. Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно. 8. Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка и их назначение. Уход за зубами. Принятие прикосновений к области рта. Стимуляция области около рта и области рта. Принятие процесса чистки зубов. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно. 9. Туалетная комната. Знакомство с атрибутами туалетной комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива, смывание унитаза. 7. Нужды человека. Восприятие процессов выделения. Выражение потребности сменить памперс. Выражение потребности посетить туалет. Умение пользоваться туалетом с поддержкой. Умение пользоваться туалетом самостоятельно. 8. Гигиена после посещения туалета. Туалетная бумага, отматывание туалетной бумаги, одевание нижнего белья. Гигиенические процедуры после посещения человека: мытьё рук, вытирание рук. 9. Виды одежды (нижняя одежда). Знакомство с видами нижней одежды. Лицевая, изнаночная сторона. 10. Виды обуви. Знакомство с видами обуви. Виды застёжек. 9 11. Практические упражнения в одевании и обувании. Принятие процесса одевания- раздевания. Участие в процессе одевания-раздевания. Самостоятельноеодевание-раздевание. 12. Режим дня. Режим дня школьника: утро, день, вечер, ночь. 13. Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами. Соблюдения режима питания. 14. Культура поведения в столовой. Знакомство с правилами поведения в столовой. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. 15. Столовые приборы. Знакомство со столовыми приборами. Использование во время еды столовых приборов. 16. Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. 1 (основной) класс № Раздел программы Основное содержание радела 1 Я - человек. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Разрешение прикасаться к себе. Ответ на прикосновения, тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения. 2 Моё имя. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. 10 3 Все люди разные. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Моя половая принадлежность. Моё имя. 4 Представления о частях тела. Знакомство с собственным телом, его частями. Формирование схемы тела. Представление о своих двигательных способностях. 5 Человек: строение(голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на картинке. Восприятие тела как целого. Узнавание части тела, как части собственного тела. Формирование схемы тела. Голова. Руки. Ноги. Туловище: плечи, грудь, живот, спина. 6 Части лица.Ориентация на картинке. Знакомство с понятием части лица: глаза, рот, нос, уши. Волосы. 7 Уход за руками.Уход за Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате. Намачивание и намыливание рук, ног. Смывание мыла с рук, ног. Вытирание рук, ног. ногами. 8 Умывание. Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно. 11 9 Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка и их назначение. Уход за зубами. Принятие прикосновений к области рта. Стимуляция области около рта и области рта. Принятие процесса чистки зубов. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно. Полоскание рта после еды. 10 Туалетная комната. Знакомство с атрибутами туалетной комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива, смывание унитаза. 11 Нужды человека. Восприятие процессов выделения. Выражение потребности сменить памперс. Выражение потребности посетить туалет. Умение пользоваться туалетом с поддержкой. Умение пользоваться туалетом самостоятельно. 12 Гигиена после посещения туалета. Туалетная бумага, отматывание туалетной бумаги, одевание нижнего белья. Гигиенические процедуры после посещения человека: мытьё рук, вытирание рук. 13 Виды (нижняя одежда). 14 Виды обуви. Знакомство с видами обуви. Виды застёжек. 15 Практические упражнения в одевании и обувании. Принятие процесса одевания- раздевания. Участие в процессе одевания-раздевания. Самостоятельноеодевание-раздевание. одежды Знакомство с видами нижней, верхней одежда, верхняя одежды. Лицевая, изнаночная сторона. Виды застежек: молния, пуговицы, кнопки. 12 16 Режим дня. Режим дня школьника: утро, день, вечер. ЗОЖ. Утренняя зарядка. 17 Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами. Соблюдения режима питания. ЗОЖ. 18 Культура поведения в столовой. Знакомство с правилами поведения в столовой. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. 19 Столовые приборы. Знакомство со столовыми приборами. Использование во время еды столовых приборов. Сервировка стола. 20 Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. 2 класс № Раздел программы Основное содержание радела 1. Я – человек. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Разрешение прикасаться к себе. Ответ на прикосновения, тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения. 2. Моё имя. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Моё имя, фамилия. Мой возраст. 13 3. Все люди разные. 3. Представления тела. 4. Человек: строение (голова, Восприятие тела как целого. Узнавание туловище, руки, ноги). части тела, как части собственного тела. Ориентация на себе. Формирование схемы тела. Голова. Руки: кисть, пальцы. Ноги: Стопа, пальцы. Туловище: плечи, грудь, живот,спина. 5. Части лица. Ориентация на себе. Знакомство с понятием части лица: глаза, рот, нос, уши. Волосы. 6. Уход за руками.Уход за Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате. Намачивание и намыливание рук, ног. Смывание мыла с рук, ног. Вытирание рук, ног. Расчесывание волос. ногами. 7. Умывание. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Моя половая принадлежность. Представление о возрастных изменениях человека. очастях Знакомство с собственным телом, его частями. Формирование схемы тела. Представление о своих двигательных способностях. Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно. 14 8. Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка и их назначение. Уход за зубами. Принятие прикосновений к области рта. Стимуляция области около рта и области рта. Принятие процесса чистки зубов. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно. Полоскание рта после еды. 9. Туалетная комната. Знакомство с атрибутами туалетной комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива, смывание унитаза. 7. Нужды человека. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки, опускание сидения, спускание одежды – брюк, колготок, трусов, сидение на унитазе/горшке. 8. Гигиена после посещения туалета. Туалетная бумага, отматывание туалетной бумаги, одевание нижнего белья. Гигиенические процедуры после посещения человека: мытьё рук, вытирание рук. Правила пользования полотенцем. 9. Виды одежды (нижняя, верхняя одежда, одежда для школы и прогулок ). Знакомство с видами нижней, верхней одежды, домашней и школьной одежды. Лицевая, изнаночная сторона. Виды застежек: молния, пуговицы, кнопки, липучки. Правила хранения одежды. 10. Виды обуви. Знакомство с видами обуви. Виды застёжек. Уход за обувью. Хранение обуви. 15 11. Практические упражнения в одевании и обувании. Принятие процесса одевания- раздевания. Участие в процессе одевания-раздевания. Самостоятельное одевание-раздевание. Застегиваниемолний. 12. Режим дня. Режим дня школьника: утро, день, вечер. ЗОЖ. Утренняя зарядка. Прогулка. 13. Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами. Соблюдения режима питания. ЗОЖ. Понятия : завтрак, обед, полдник, ужин. 14. Культура поведения в столовой. Знакомство с правилами поведения в столовой. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. 15. Столовые приборы. Знакомство со столовыми приборами. Использование во время еды столовых приборов. Посуда для сервировки стола. Сервировка стола. Уборка посуды со стола Сервировочная посуда. 16. Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. Накладывание пищи в тарелку. 3 класс № Раздел программы Основное содержание радела 16 1. Я - человек. Знакомство. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Ответ на прикосновения, тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения. Правильная посадка во время занятий. 2. Моё имя. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Моё имя, фамилия. Мой возраст. Члены моей семьи: мама, папа, брат, сестра. 3. Все люди разные. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Моя половая принадлежность. Представление о возрастных изменениях человека. Мои одноклассники: имена. 3. Представления тела. 4. Человек: строение (голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на себе, другом ребенке. Восприятие тела как целого. Узнавание части тела, как части собственного тела, другого ребенка. Формирование схемы тела. Голова. Руки: кисть, пальцы, ногти. Ноги: Стопа, пальцы, ногти. Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина. 5. Части лица. Ориентация на себе. Знакомство с понятием части лица: глаза, рот, нос, уши. Волосы. очастях Знакомство с собственным телом, его частями. Формирование схемы тела. Представление о своих двигательных способностях. Пространственные отношения относительно своего тела. 17 6. Уход за телом. Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате. Ванная комната, душ. Атрибуты в душе для мытья тела. Намачивание и намыливание рук, ног. Смывание мыла с рук, ног. Вытирание рук, ног. Соблюдение последовательности действий при мытье тела. Расчесывание волос. 7. Умывание. Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно. Чистка ушей. Пользование носовым платком. Гигиенические требования. 8. Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка и их назначение. Уход за зубами. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно. Полоскание рта после еды. 9. Туалетная комната. Знакомство с атрибутами туалетной комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива, смывание унитаза. 7. Нужды человека. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки, опускание сидения, спускание одежды – брюк, колготок, трусов, сидение на унитазе/горшке. 8. Гигиена после посещения туалета. Туалетная бумага, отматывание туалетной бумаги, одевание нижнего белья. Гигиенические процедуры после посещения человека: мытьё рук, вытирание рук. Правила пользования полотенцем. 18 9. Виды одежды (нижняя, Знакомство с видами нижней, верхней верхняя одежда, одежда для одежды, домашней и школьной одежды. школы и прогулок ). Лицевая, изнаночная сторона. Виды застежек: молния, пуговицы, кнопки, липучки. Правила хранения одежды. Уход за одеждой ( знакомство с понятиями: стирка, сушка, глажка). 10. Виды обуви. Знакомство с видами обуви. Виды застёжек. Уход за обувью. Хранение обуви. 11. Практические упражнения в одевании и обувании. Принятие процесса одевания- раздевания. Участие в процессе одевания-раздевания. Самостоятельное одевание-раздевание. Застегивание молний. Расстегивание пуговиц, молний, ремня. Застегивание, расстегивание, шнуровка. 12. Режим дня. Режим дня школьника: утро, день, вечер, ночь. ЗОЖ. Утренняя зарядка. Прогулка. Сон. Профилактика болезней. 13. Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами. Знакомство с основными продуктами питания: хлеб, молоко, рыба, мяса. Соблюдения режима питания. ЗОЖ. Понятия: завтрак, обед, полдник, ужин. 14. Культура поведения в столовой. Знакомство с правилами поведения в столовой. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. 15. Столовые приборы. Знакомство со столовыми приборами. Использование во время еды столовых приборов. Посуда для сервировки стола. Сервировка стола. Уборка посуды со стола. Сервировочная посуда. 19 16. Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. Накладывание пищи в тарелку. Наливание жидкости в стакан. 4 класс № Раздел программы Основное содержание радела 1. Я - человек. Восприятие частей тела как отдельных элементов тела, формирование внимания на отдельных частях тела, формирование произвольных двигательных и сенсорных реакций отдельных частей тела, восприятие ритма движений тела и управление ритмом движений, восприятие своего тела в пространстве, восприятие основных пространственных координат тела: верх и низ, спереди и сзади, справа и слева. 2. Моё имя. Знание своего имени, фамилии и умение давать отклик на имя доступным способом. Формирование зрительного образа «Я»: умения узнавать себя в зеркале, умение узнавать себя на фотографиях и показывать себя. Называть свой возраст.Класс. 20 3. Все люди разные. Формирование знания о собственной гендерной принадлежности (мальчик, девочка) и возрастных представлений (ребенок, взрослый, малыш, большой). Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Представление о возрастных изменениях человека. Мои одноклассники: имена, фамилии. 4 Представления тела. 5. Человек: строение (голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на себе, другом ребенке. 6. Части лица. Знакомство с понятием части лица: глаза, Ориентация на себе, другом рот, нос, уши. Волосы. ребенке. 7. Уход за телом. очастях Знакомство с собственным телом, его частями. Формирование схемы тела. Представление о своих двигательных способностях. Пространственные отношения относительно своего тела. Игры со своим телом. Восприятие тела как целого. Узнавание части тела, как части собственного тела, другого ребенка. Голова. Руки: кисть, пальцы, ногти. Ноги: стопа, пальцы, ногти. Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина. Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате. Ванная комната, душ. Атрибуты в душе для мытья тела. Намачивание и намыливание рук, ног. Смывание мыла с рук, ног. Вытирание рук, ног. Соблюдение последовательности действий при мытье тела. Расчесывание волос. 21 8. Умывание. Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно. Чистка ушей. Пользование носовым платком. Гигиенические требования. 9. Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка и их назначение. Уход за зубами. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно. Полоскание рта после еды. 10. Туалетная комната. Атрибуты туалетной комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива, смывание унитаза. 11. Нужды человека. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки, опускание сидения, спускание одежды – брюк, колготок, трусов, сидение на унитазе/горшке). 12. Гигиена после посещения туалета. Туалетная бумага, отматывание туалетной бумаги, одевание нижнего белья. Гигиенические процедуры после посещения человека: мытьё рук, вытирание рук. Правила пользования полотенцем. 22 13. Виды одежды (нижняя, верхняя одежда, одежда для школы и прогулок ). Знакомство с видами нижней, верхней одежды, домашней и школьной одежды. Лицевая, изнаночная сторона. Выворачивание. Виды застежек: молния, пуговицы, кнопки, липучки. Правила хранения одежды. Уход за одеждой (знакомство с понятиями: стирка, сушка, глажка). Понятие «моя одежда». 14. Виды обуви. Головные Знакомство с видами обуви. Правая левая. Виды застёжек. Уход за обувью. Хранение обуви. Бережное отношение. уборы. Знакомство с видами головных уборов. Условия хранения. Бережное отношение. 15. Практические упражнения в одевании и обувании. Принятие процесса одевания- раздевания. Участие в процессе одевания-раздевания. Самостоятельное одевание-раздевание. Застегивание молний. Расстегивание пуговиц, молний, ремня. Застегивание, расстегивание, шнуровка. Уборка в шкаф, на полку. 16. Режим дня. Режим дня школьника: утро, день, вечер, ночь. ЗОЖ. Утренняя зарядка. Прогулка. Сон. Профилактика болезней. 17. Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами. Знакомство с основными продуктами питания: хлеб, молоко, рыба, мяса. Вкус. Запах. Соблюдения режима питания. ЗОЖ. Понятия : завтрак, обед, полдник, ужин. 23 18. Культура поведения в столовой. Знакомство с правилами поведения в столовой. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. 19. Столовые приборы. Знакомство со столовыми приборами. Использование во время еды столовых приборов. Посуда для сервировки стола. Сервировка стола. Уборка посуды со стола. Сервировочная посуда. 20. Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. Накладывание пищи в тарелку. Наливание жидкости в стакан. 21. Члены семьи. Выделение близких ребёнку людей, формирование эмоциональных и двигательных реакций на их появление. Формирование понимания поисковых вопросов взрослого «Где мама», «Где бабушка» и обучение доступным вариантам ответа на них. Узнавание близких при появлении. Ознакомление с понятием «моя семья» и с семейными ролями в ней (мама, сын, дочь, брат, сестра) 22. Обязанности членов семьи. Формирование знания о действиях близких людей в быту (например, мама готовит, убирает). 23. Семейные праздники. Формирование знаний и праздниках и традициях семьи (день рожденья, Новый год). 24 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 (дополнительный) класс № Наименование Основное содержание радела разделов, тем Кол-во часов программ Раздел 1. Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. 1. Я - человек. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Разрешение прикасаться к себе. Ответ на прикосновения, тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения. 3 2. Моё имя. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. 5 3. Все люди разные. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. 3 Раздел 2. Знакомство с собственным телом, его частями. 1 Представления частях тела. о Знакомство с собственным телом, его частями. Формирование схемы тела. Представление о своих двигательных способностях. 25 4 2 Человек: строение (голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на кукле. Восприятие тела как целого. Узнавание части тела, как части собственного тела. Формирование схемы тела. Голова. Руки. Ноги. Туловище: плечи, грудь, живот, спина. 5 3 Части лица. Знакомство с понятием части лица: Ориентация на кукле. глаза, рот, нос, уши. 5 Раздел 3. Гигиена тела. 1 Уход за руками. Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате. Намачивание и намыливание рук. Смывание мыла с рук. Вытирание рук. 7 2 Умывание. Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно. 5 3 Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка и их назначение. Уход за зубами. Принятие прикосновений к области рта. Стимуляция области около рта и области рта. Принятие процесса чистки зубов. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно. 6 Раздел 4. Умение пользоваться туалетом. 1 Туалетная комната. Знакомство с атрибутами туалетной комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива, смывание унитаза. 26 5 2 Нужды человека. Восприятие процессов выделения. Выражение потребности сменить памперс. Выражение потребности посетить туалет. Умение пользоваться туалетом с поддержкой. Умение пользоваться туалетом самостоятельно. 3 Гигиена после Туалетная бумага, отматывание туалетной посещения туалета. бумаги, одевание нижнего белья. Гигиенические процедуры после посещения человека: мытьё рук, вытирание рук. Раздел 5. 6 7 Одевание-раздевание. 1 Виды одежды Знакомство с видами нижней одежды. (нижняя одежда). Лицевая, изнаночная сторона. 3 2 Виды обуви. 4 3 Практические Принятие процесса одевания- раздевания. упражнения в Участие в процессе одевания-раздевания. одевании и обувании. Самостоятельноеодевание-раздевание. Знакомство застёжек. Раздел 6. с видами обуви. Виды 8 Прием пищи. 1 Режим дня. Режим дня школьника: утро, день, вечер, ночь. 3 2 Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами. Соблюдения режима питания. 6 3 Культура поведения в Знакомство с правилами поведения в столовой. столовой. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. 27 4 4 Столовые приборы. Знакомство со столовыми приборами. Использование во время еды столовых приборов. 3 5 Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. 10 Жевание. Прием жидкости. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. 1 (основной) класс № Наименование Основное содержание радела Кол-во часов разделов, тем программ Раздел 1. Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. 1. Я - человек. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Разрешение прикасаться к себе. Ответ на прикосновения, тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения. 2 2. Моё имя. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. 3 3. Все люди разные. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Моя половая принадлежность. Моё имя. 5 28 Раздел 2. Знакомство с собственным телом, его частями. 1 Представления о частях тела. Знакомство с собственным телом, его частями. Формирование схемы тела. Представление о своих двигательных способностях. 3 2 Человек: строение (голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на картинке. Восприятие тела как целого. Узнавание части тела, как части собственного тела. Формирование схемы тела. Голова. Руки. Ноги. Туловище: плечи, грудь, живот, спина. 5 3 Части лица. Ориентация на картинке. Знакомство с понятием части лица: глаза, рот, нос, уши. Волосы. 5 Раздел 3. Гигиена тела. 1 Уход за руками. Уход за ногами. 2 Умывание. Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате. Намачивание и намыливание рук, ног. Смывание мыла с рук, ног. Вытирание рук, ног. 9 Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно. 5 29 3 Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка и их назначение. Уход за зубами. Принятие прикосновений к области рта. Стимуляция области около рта и области рта. Принятие процесса чистки зубов. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно. Полоскание рта после еды. 5 Раздел 4. Умение пользоваться туалетом. 1 Туалетная комната. Знакомство с атрибутами туалетной комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива, смывание унитаза. 4 2 Нужды человека. Восприятие процессов выделения. Выражение потребности сменить памперс. Выражение потребности посетить туалет. Умение пользоваться туалетом с поддержкой. Умение пользоваться туалетом самостоятельно. 5 3 Гигиена после Туалетная бумага, отматывание посещения туалета. туалетной бумаги, одевание нижнего белья. Гигиенические процедуры после посещения человека: мытьё рук, вытирание рук. 7 Раздел 5. 1 Одевание-раздевание. Виды одежды Знакомство с видами нижней, верхней (нижняя одежда, одежды. Лицевая, изнаночная сторона. верхняя одежда). Виды застежек: молния, пуговицы, кнопки. 30 6 2 Виды обуви. Знакомство застёжек. с видами обуви. Виды 4 3 Практические Принятие процесса одеванияупражнения в раздевания. Участие в процессе одевании и обувании. одевания-раздевания. Самостоятельное одевание-раздевание. 8 Раздел 6. Прием пищи. 1 Режим дня. Режим дня школьника: утро, день, вечер. ЗОЖ. Утренняя зарядка. 5 2 Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами. Соблюдения режима питания. ЗОЖ. 4 3 Культура поведения в Знакомство с правилами поведения в столовой. столовой. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. 4 4 Столовые приборы. Знакомство со столовыми приборами. Использование во время еды столовых приборов. Сервировка стола. 5 5 Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. 8 31 2 класс № Наименование Основное содержание радела разделов, тем Кол-во часов программ Раздел 1. Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. 1. Я - человек. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Разрешение прикасаться к себе. Ответ на прикосновения, тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения. 2 2. Моё имя. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Моё имя, фамилия. Мой возраст. 3 3. Все люди разные. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Моя половая принадлежность. Представление о возрастных изменениях человека. 4 Раздел 2. Знакомство с собственным телом, его частями. 1 Представления частях тела. о Знакомство с собственным телом, его частями. Формирование схемы тела. Представление о своих двигательных способностях. 32 3 2 Человек: строение (голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на себе. Восприятие тела как целого. Узнавание части тела, как части собственного тела. Формирование схемы тела. Голова. Руки: кисть, пальцы. Ноги: Стопа, пальцы. Туловище: плечи, грудь, живот, спина. 6 3 Части лица. Знакомство с понятием части лица: Ориентация на себе. глаза, рот, нос, уши. Волосы. 5 Раздел 3. Гигиена тела. 1 Уход за руками. Уход за ногами. Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате. Намачивание и намыливание рук, ног. Смывание мыла с рук, ног. Вытирание рук, ног. Расчесывание волос. 9 2 Умывание. Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно. 5 3 Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка и их назначение. Уход за зубами. Принятие прикосновений к области рта. Стимуляция области около рта и области рта. Принятие процесса чистки зубов. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно. Полоскание рта после еды. 5 Раздел 4. Умение пользоваться туалетом. 33 1 Туалетная комната. Знакомство с атрибутами туалетной комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива, смывание унитаза. 4 2 Нужды человека. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки, опускание сидения, спускание одежды – брюк, колготок, трусов, сидение на унитазе/горшке. 5 3 Гигиена после Туалетная бумага, отматывание посещения туалета. туалетной бумаги, одевание нижнего белья. Гигиенические процедуры после посещения человека: мытьё рук, вытирание рук. Правила пользования полотенцем. 7 Раздел 5. Одевание-раздевание. 1 Виды одежды (нижняя, верхняя одежда, одежда для школы и прогулок ). Знакомство с видами нижней, верхней одежды, домашней и школьной одежды. Лицевая, изнаночная сторона. Виды застежек: молния, пуговицы, кнопки, липучки. Правила хранения одежды. 7 2 Виды обуви. Знакомство с видами обуви. Виды застёжек. Уход за обувью. Хранение обуви. 5 3 Практические Принятие процесса одеванияупражнения в раздевания. Участие в процессе одевании и обувании. одевания-раздевания. Самостоятельное одевание-раздевание. Застегивание молний. 8 Раздел 6. Прием пищи. 34 1 Режим дня. Режим дня школьника: утро, день, вечер. ЗОЖ. Утренняя зарядка. Прогулка. 5 2 Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами. Соблюдения режима питания. ЗОЖ. Понятия : завтрак, обед, полдник, ужин. 4 3 Культура поведения в Знакомство с правилами поведения в столовой. столовой. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. 4 4 Столовые приборы. Знакомство со столовыми приборами. Использование во время еды столовых приборов. Посуда для сервировки стола. Сервировка стола. Уборка посуды со стола. 5 Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. Накладывание пищи в тарелку. 6 Сервировочная посуда. 5 Прием пищи. 3 класс № Наименование Основное содержание радела разделов, тем Кол-во часов программ Раздел 1. Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. 35 1. Я - человек. Знакомство. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Ответ на прикосновения, тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения. Правильная посадка во время занятий. 2 2. Моё имя. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Моё имя, фамилия. Мой возраст. Члены моей семьи: мама, папа, брат, сестра. 2 3. Все люди разные. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Моя половая принадлежность. Представление о возрастных изменениях человека. Мои одноклассники: имена. 2 Раздел 2. Знакомство с собственным телом, его частями. 1 Представления частях тела. о Знакомство с собственным телом, его частями. Формирование схемы тела. Представление о своих двигательных способностях. Пространственные отношения относительно своего тела. 2 Человек: строение (голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на себе, другом ребенке. Восприятие тела как целого. Узнавание части тела, как части собственного тела, другого ребенка. Формирование схемы тела. Голова. Руки: кисть, пальцы, ногти. Ноги: Стопа, пальцы, ногти. Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина. 4 3 Части лица. Знакомство с понятием части лица: Ориентация на себе. глаза, рот, нос, уши. Волосы. 4 36 1 Раздел 3. Гигиена тела. 1 Уход за телом. Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате. Ванная комната, душ. Атрибуты в душе для мытья тела. Намачивание и намыливание рук, ног. Смывание мыла с рук, ног. Вытирание рук, ног. Соблюдение последовательности действий при мытье тела. Расчесывание волос. 5 2 Умывание. Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие процесса умывания. 3 Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно. Чистка ушей. Пользование носовым платком. Гигиенические требования. 3 Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка и их назначение. Уход за зубами. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно. Полоскание рта после еды. 2 Раздел 4. Умение пользоваться туалетом. 1 Туалетная комната. Знакомство с атрибутами туалетной комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива, смывание унитаза. 3 2 Нужды человека. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки, опускание сидения, спускание одежды – брюк, колготок, трусов, сидение на унитазе/горшке. 3 37 3 Гигиена после Туалетная бумага, отматывание посещения туалета. туалетной бумаги, одевание нижнего белья. Гигиенические процедуры после посещения человека: мытьё рук, вытирание рук. Правила пользования полотенцем. Раздел 5. 3 Одевание-раздевание. 1 Виды одежды (нижняя, верхняя одежда, одежда для школы и прогулок ). Знакомство с видами нижней, верхней одежды, домашней и школьной одежды. Лицевая, изнаночная сторона. Виды застежек: молния, пуговицы, кнопки, липучки. Правила хранения одежды. Уход за одеждой (знакомство с понятиями: стирка, сушка, глажка). 5 2 Виды обуви. Знакомство с видами обуви. Виды застёжек. Уход за обувью. Хранение обуви. 3 3 Практические Принятие процесса одеванияупражнения в раздевания. Участие в процессе одевании и обувании. одевания-раздевания. Самостоятельное одевание-раздевание. Застегивание молний. Расстегивание пуговиц, молний, ремня. Застегивание, расстегивание, шнуровка. 5 Раздел 6. 1 Режим дня. Прием пищи. Режим дня школьника: утро, день, вечер, ночь. ЗОЖ. Утренняя зарядка. Прогулка. Сон. Профилактика болезней. 38 4 2 Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами. Знакомство с основными продуктами питания: хлеб, молоко, рыба, мяса. Соблюдения режима питания. ЗОЖ. Понятия : завтрак, обед, полдник, ужин. 5 3 Культура поведения в Знакомство с правилами поведения в столовой. столовой. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. 2 4 Столовые приборы. Знакомство со столовыми приборами. Использование во время еды столовых приборов. Посуда для сервировки стола. Сервировка стола. Уборка посуды со стола. 5 Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. Накладывание пищи в тарелку. Наливание жидкости в стакан. 5 Сервировочная посуда. 5 Прием пищи. 4 класс № Наименование Основное содержание радела Кол-во часов разделов, тем программ Раздел 1. Представление о себе. 39 1. Я - человек. Восприятие частей тела как отдельных элементов тела, формирование внимания на отдельных частях тела, формирование произвольных двигательных и сенсорных реакций отдельных частей тела, восприятие ритма движений тела и управление ритмом движений, восприятие своего тела в пространстве, восприятие основных пространственных координат тела: верх и низ, спереди и сзади, справа и слева. 2 2. Моё имя. Знание своего имени, фамилии и умение давать отклик на имя доступным способом. Формирование зрительного образа «Я»: умения узнавать себя в зеркале, умение узнавать себя на фотографиях и показывать себя. Называть свой возраст. Класс. 2 3. Все люди разные. Формирование знания о собственной гендерной принадлежности (мальчик, девочка) и возрастных представлений (ребенок, взрослый, малыш, большой). Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Представление о возрастных изменениях человека. Мои одноклассники: имена, фамилии. 2 Раздел 2. Гигиена тела. 1 Представления частях тела. о Знакомство с собственным телом, его частями. Формирование схемы тела. Представление о своих двигательных способностях. Пространственные отношения относительно своего тела. Игры со своим телом. 40 1 2 Человек: строение (голова, туловище, руки, ноги). Ориентация на себе, другом ребенке. Восприятие тела как целого. Узнавание части тела, как части собственного тела, другого ребенка. Голова. Руки: кисть, пальцы, ногти. Ноги: стопа, пальцы, ногти. Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина. 3 3 Части лица. Знакомство с понятием части лица: Ориентация на себе, глаза, рот, нос, уши. Волосы. другом ребенке. 3 4 Уход за телом. Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате. Ванная комната, душ. Атрибуты в душе для мытья тела. Намачивание и намыливание рук, ног. Смывание мыла с рук, ног. Вытирание рук, ног. Соблюдение последовательности действий при мытье тела. Расчесывание волос. 3 5 Умывание. Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно. Чистка ушей. Пользование носовым платком. Гигиенические требования. 3 6 Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка и их назначение. Уход за зубами. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно. Полоскание рта после еды. 2 Раздел 3. Туалет. 41 1 Туалетная комната. Атрибуты туалетной комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива, смывание унитаза. 3 2 Нужды человека. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки, опускание сидения, спускание одежды – брюк, колготок, трусов, сидение на унитазе/горшке). 3 после Туалетная бумага, отматывание 3. Гигиена посещения туалета. туалетной бумаги, одевание нижнего белья. Гигиенические процедуры после посещения человека: мытьё рук, вытирание рук. Правила пользования полотенцем. 3 Раздел 4. одежды 1. Виды (нижняя, верхняя одежда, одежда для школы и прогулок ). 2 Виды обуви. Головные уборы. Обращение с одеждой и обувью. Знакомство с видами нижней, верхней одежды, домашней и школьной одежды. Лицевая, изнаночная сторона. Выворачивание. Виды застежек: молния, пуговицы, кнопки, липучки. Правила хранения одежды. Уход за одеждой (знакомство с понятиями: стирка, сушка, глажка). Понятие «моя одежда». 5 Знакомство с видами обуви. Правая левая. Виды застёжек. Уход за обувью. Хранение обуви. Бережное отношение. 3 Знакомство с видами головных уборов. Условия хранения. Бережное отношение. 42 Принятие процесса одевания3. Практические упражнения в раздевания. Участие в процессе одевании и обувании. одевания-раздевания. Самостоятельное одевание-раздевание. Застегивание молний. Расстегивание пуговиц, молний, ремня. Застегивание, расстегивание, шнуровка. Уборка в шкаф, на полку. Раздел 5. 5 Прием пищи. 1 Режим дня. Режим дня школьника: утро, день, вечер, ночь. ЗОЖ. Утренняя зарядка. Прогулка. Сон. Профилактика болезней. 3 2 Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами. Знакомство с основными продуктами питания: хлеб, молоко, рыба, мяса. Вкус. Запах. Соблюдения режима питания. ЗОЖ. Понятия : завтрак, обед, полдник, ужин. 5 43 3 Культура поведения в Знакомство с правилами поведения в столовой. столовой. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. 2 4 Столовые приборы. Знакомство со столовыми приборами. Использование во время еды столовых приборов. Посуда для сервировки стола. Сервировка стола. Уборка посуды со стола. 4 Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. Накладывание пищи в тарелку. Наливание жидкости в стакан. 3 Сервировочная посуда. 5 Прием пищи. Раздел 6. Семья. 1 Члены семьи. 2 Обязанности семьи. 3 Выделение близких ребёнку людей, формирование эмоциональных и двигательных реакций на их появление. Формирование понимания поисковых вопросов взрослого «Где мама», «Где бабушка» и обучение доступным вариантам ответа на них. Узнавание близких при появлении. Ознакомление с понятием «моя семья» и с семейными ролями в ней (мама, сын, дочь, брат, сестра) 4 членов Формирование знания о действиях близких людей в быту (например, мама готовит, убирает). 2 Формирование знаний и праздниках и Семейные праздники. традициях семьи (день рожденья, Новый год). 44 2