Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6» Принято Согласовано Протокол заседания Заместитель директора учителей гуманитарного цикла _____________А.В.Миронова от 29.08.2023 № 1 От 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Развитие познавательных способностей» для обучающихся 5-7 классов Нижний Новгород 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 5 - 7 классов с задержкой психического развития составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся с ЗПР и рекомендаций согласно заключения ПМПК, на основе авторских программ: «Развитие познавательных способностей» (РПС) для 5-7 классов Л.В. Мещенковой, «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)». Программа разработана на основе следующих нормативных документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653), -Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья (21.03.2023 г. №72653), - Концепции развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучющихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития обучающегося с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении основного общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: -получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; -выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между уровнями образования; -получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; -обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; -психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; -психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; -постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности: • адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5, 6,7 классов. Цели изучения учебного предмета «Развитие познавательных способностей» Изучение курса направлено на достижение цели: оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: - Психологическая диагностика обучающихся; - Выявление особых образовательных потребностей обучающихся ; -Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; - Развитие коммуникативных способностей; - Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; - Развитие зрительно-моторной координации; - Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; - Повышение мотивации к школьному обучению; - Развитие рефлексии; - Обеспечение успеха обучающихся в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, помощь в социальной адаптации. - реализация комплексное психолого-медико-социального сопровождение обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Таким образом, принципиальной задачей курса является именно развитие познавательных способностей и обобщённых умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных предметных знаний. Достижение целей осуществляется в процессе формирования и развития ценностносмысловой, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной, социальнотрудовой компетенции и личностного самосовершенствования. Программа курса «Развитие познавательных способностей» разработана с учётом особенностей развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Структура коррекционно-развивающих занятий: Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей. 1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов. 2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, учебной мотивации, пространственно-временной ориентации, двигательной координации обучающихся. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. 3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы. Место учебного предмета «Развитие познавательных способностей» в учебном плане Учебный предмет «Развитие познавательных способностей» является составной частью коррекционно-развивающей области комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР и составляет значительную часть содержания коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Освоение курса РПС способствует преодолению трудностей в освоении всех предметных областей, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной мотивации и (или) мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях. В учебном плане МБОУ «Школа №6» на изучение курса «Развитие познавательных способностей» в 5 классе отводится 34 часов, в 6 классе 34 часов, в 7 классе 34 часов ( 1 час в неделю), выделенных из части формируемой участниками образовательного процесса. Занятие проводится фронтально. Продолжительность занятия в соответствии с СанПином составляет 40 минут. 2. Содержание учебного предмета учебном плане «Развитие познавательных способностей» в Содержание курса. Курс является практико-ориентированным, построенным на тренинговых упражнениях. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, задания усложняются, наращивается темп выполнения заданий. В основе построения курс лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма, устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формировать умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выделять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путём решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивости речи, умения описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря Учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формировать умения давать несложные определения понятиям. 3. Планируемые результаты освоения «Развитие познавательных способностей» Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные,). Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося): Положительное отношение к школе. Принятие социальной роли ученика. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Способность к оценке своей учебной деятельности. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья. Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности: Регулятивные УУД: Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей. Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации. Познавательные УУД: Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике. Использовать элементы причинно-следственного анализа; Исследование несложных реальных связей и зависимостей; Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Коммуникативные УУД: Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтные ситуации. 4. Тематическое планирование 5 «Д» классс № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема занятия Направление работы Колво часов Путешествие по реке Смысл понятий « творчество», творческих «творческие способности». способностей. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, актёрских способностей. Под крышей дома. Как выглядели дома наших предков славян. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. От альфы до омеги. Значение и происхождение фразеологизма «от альфы до омеги». Развитие внимания, логического мыщления, воображения, пространственной ориентации, конструкторских способностей. Мастерская Особенности пантомимы. пантомимы. Понятие «экспромт». Развитие воображения, актёрских и коммуникативных способностей. Весёлый кавардак. Значение и происхождение фразеологизма «кавардак». Развитие внимания, быстроты реакции, творческого мышления, воображения, чувства рифмы. Познай самого себя. Значение самопознания; метод определения самооценки. Развитие внимания, мышления, воображения, речи. 1 Клуб любителей Метаграмма – один из способов русского языка. шифровки слова. Развитие внимания, мышления, творческого воображения, расширение словарного запаса. Методом проб и Значение фразеологизма ошибок. «методом проб и ошибок». Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, чувства рифмы. Не боги горшки Значение фразеологизма «не обжигали. боги горшки обжигали». Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, воображения, конструкторских 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Пред пол. Факти ческ. способностей, пространственной ориентации. Значение выражения «как с гуся вода». Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, речи. Значение слова «катавасия». Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, воображения. Значение фразеологизма «хранить под спудом». Развитие внимания, мышления, воображения, чувства рифмы, пространственной ориентации, артистических способностей. История возникновения счёта. Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей. Кораллы – морские животные. Украшения из кораллов. Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, воображения. Значение фразеологизма «молочные реки, кисельные берега» Развитие внимания, мышления, нестандартного воображения. Понятия «флора» и «фауна». Развитие внимания, мышления, воображения, памяти, пространственной ориентации. Значение фразеологизма «геркулесов труд». Развитие внимания, воображения, пространственной ориентации. 10 Служба спасения. 11 Катавасия 12 Задания из-под спуда. 13 Клуб любителей математики. 14 Камни в Кораллы. 15 Туда, где молочные реки, кисельные берега. 16 Немного о флоре и фауне. 17 Геркулесов труд. 18 Любителям старины. Существование на Руси обычая Лапти. плести лапти. Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, творческого мышления, воображения, расширение словарного запаса. История История и традиции христианского христианского праздника праздника Рождество Рождество. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. 19 легендах. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 Семи пядей во лбу. 21 Журнал для интеллектуалов «Всякая всячина» 22 Крепкий орешек. 23 Копилка интересных фактов. 24 История христианских праздников Сретение и Крещение 25 Эзопов язык на новый лад. 26 Литературная угадайка. 27 Поговорим картофеле. о Значение и происхождение фразеологизма «семи пядей во лбу». Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, конструкторских способностей. Значение фразеологизма «груши околачивать». Развитее внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, речи. Значение и происхождение фразеологизма «крепкий орешек». Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, пространственной ориентации, конструкторских способностей, речи, воображения. Почему звёзды светят слабо? Зачем ставят подпись на бумаге? Почему Америка называется Америкой? Сколько лет Красной шапочке? Зачем животным хвост? Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, пространственной ориентации, конструкторских способностей, речи, воображения. История христианских праздников Сретение и Крещение. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве. Значение фразеологизма «Эзопов язык». Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, воображения. Правила игры «Литературная угадайка». Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, конструкторских способностей, ориентации в пространстве, артистических способностей, воображения. История появления картофеля в России. Развитие внимания, быстроты 1 1 1 1 1 1 1 1 28 Игра «С нитке» миру по 29 Ислам. понятия Основные 30 И снова с миру по нитке 31 Вот такие «пироги с котятами» 32 И мы не лыком шиты. 33 Собаку съели. 34 Здравствуй, лето! № занятия 1 реакции, мышления, воображения, речи, чувства рифмы, ритма. Способы шифровки слов. Развитие внимания, мышления, памяти, пространственной ориентации. Ислам – одна из мировых религий. Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, пространственной ориентации, воображения. Способы шифровки слов. Развитие внимания, мышления, воображения. Значение фразеологизма «Вот такие пироги с котятами». Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, в том числе нестандартного, пространственной оиентации, воображения, фантазии. Значение фразеологизма «И мы не лыком шиты». Развите внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации. Значение и происхождение фразеологизма «собаку съели». Развитие внимания, логического мышления, воображения, пространственной ориентации. Разнообразие летнего отдыха. Лекарственные растения. Развитие внимания, мышления, воображения, зрительной памяти, быстроты реакции, артистических способностей. 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 6 “В» и 6»г» класс Тема занятия Направление работы Колво часов Колумбы собственного Я Я – личность. Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, воображения, фантазии, артистических 1 Дата Пред пола гаемая Факти чес кая 2 3 4 5 6 7 8 9 способностей. В лабиринте Содержание древнегреческого головоломок. мифа «Нить Ариадны». Развитие внимания, логического мышления, воображения, фонематического слуха. О птицах. Совы. Сова – одна из самых загадочных птиц. Развитие внимания, пространственной ориентации, памяти, мышления. Волки в овечьей Значение и происхождение шкуре. фразеологизма «волки в овечьей шкуре». Развитие внимания, мышления, в том числе творческого, конструкторских способностей, ориентации в пространстве. Камни в легендах. Особенности янтаря. Легенда о Янтарь. янтаре. Загадка янтарной комнаты. Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, чувства рифмы. Быть на коне. Значение фразеологизма «быть на коне». Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, воображения, чувства рифмы. Копилка интересных История происхождения фактов. пожелания «В добрый Час!». Княгиня Ольга – выдающаяся женщина древней Руси. Зачем люди летают в космос. Традиции русской свадьбы. Развитие внимания, мышления, творческого воображения, расширение словарного запаса. Клуб любителей Фразеологизм – устойчивое русского языка. словосочетание. Развитие внимания, мышления, памяти; расширение словарного запаса. О птицах. Лебеди. Особенности жизни лебедя. Значение выражения «лебединая верность». Развитие внимания, смысловой 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 и слуховой памяти, мышления, речи, чувства рифмы и ритма, воображения, фантазии. Игра «С миру по Способы шифровки слов. нитке». Развитие внимания, памяти, мышления, речи. А ларчик просто Значение выражения «А открывался… ларчик просто открывался». Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, воображения. Работаем над Фразеологизмы-синонимы и фразеологизмами фразеологизмы-антонимы. Развитие внимания, мышления, воображения, словарного запаса. 1 1 1 13 И снова игра «С миру Значение и происхождение по нитке» фразеологизма «галопом по европам».Развитие внимания, воображения, пространственной ориентации. 1 14 Камни в Жемчуг. 1 15 16 17 18 легендах. Особенности жемчуга. Жемчуг в легендах. Развитие внимания, мышления, воображения, речи, фонематического слуха. Развесистая клюква.. . Значение фразеологизма «развесистая клюква». Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, воображения, фантазии, пространственной ориентации. Математическая Понятия «флор» и «фауна». карусель. Развитие внимания, логического мышления, воображения, конструкторских способностей Вот где собака Значение фразеологизма «вот зарыта. где собака зарыта». Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации. Разделать под орех. Происхождение и значение фразеологизма «разделать под орех». Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, в том числе нестандартного, речи. 1 1 1 1 19 Пускаем пузыри. 20 Литературная угадайка. 21 Пришёл, победил… 22 23 24 25 26 27 Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, воображения, артистических способностей. Мир детской зарубежной литературы. Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, речи. 1 увидел, История происхождения и значения крылатого выражения «Пришёл, увидел, победил». Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, речи. «Альманах эрудита» Значение слов «альманах», «эрудиция», «афоризм», «хокку». Существует ли НЛО? Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, фантазии, быстроты реакции, поэтической речи. Зелёная улица. Значение и происхождение фразеологизма «зелёная улица». Развитие внимания, пространственной ориентации, творческого мышления, воображения, Не ударить в грязь Значение и происхождение лицом. фразеологизма «не ударить в грязь лицом». Развитие внимания, слуховой памяти, творческого мышления, артистических способностей. И снова «Альманах Атлантида. Гробница эрудит». Тутанхамона. Лохнесское чудовище. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии. Детективное Детективная лексика. агентство. Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, воображения. Гордиев узел. Происхождение и значение 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 № занятия 1 фразеологизма «гордиев узел». Развитие внимания, логического мышления, воображения, словарного запаса. Клуб любителей Биография Н.И. Лобачевского. математики. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти, ориентации в пространстве. Журнал для Значение фразеологизма интеллектуалов «панический страх». «Всякая всячина». Развитие внимания, мышления, артистических способностей, воображения. Не мытьём, так Значение фразеологизма «не катаньем. мытьём, так катаньем». Развитие внимания, логического мышления, воображения, речи. И снова журнал Немецкий первопечатник XV «Всякая всячина». века Иоганн Гуттенберг. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения. История История, традиции и обычаи христианского Пасхи. праздника Пасха. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Коллекция заданий История возникновения и для «стреляных значение фразеологизма воробьёв». «стреляный воробей». Развитие внимания, логического мышления, воображения. Ромадан и Ураза- Обычаи и традиции Байрам мусульманских праздников Ромадан и Ураза-Байрам. Развитие внимания, мышления, памяти, воображения. Тематическое планирование 6 “Г» классс Тема занятия Направление работы Колумбы собственного Я Я – личность. Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, воображения, 1 1 1 1 1 1 1 Колво часов 1 Дата Пред пола гаемая Факти чес кая 2 В лабиринте головоломок. 3 О птицах. Совы. 4 Волки шкуре. в овечьей 5 Камни в Янтарь. легендах. 6 Быть на коне. 7 Копилка интересных фактов. 8 Клуб любителей русского языка. 9 О птицах. Лебеди. фантазии, артистических способностей. Содержание древнегреческого мифа «Нить Ариадны». Развитие внимания, логического мышления, воображения, фонематического слуха. Сова – одна из самых загадочных птиц. Развитие внимания, пространственной ориентации, памяти, мышления. Значение и происхождение фразеологизма «волки в овечьей шкуре». Развитие внимания, мышления, в том числе творческого, конструкторских способностей, ориентации в пространстве. Особенности янтаря. Легенда о янтаре. Загадка янтарной комнаты. Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, чувства рифмы. Значение фразеологизма «быть на коне». Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, воображения, чувства рифмы. История происхождения пожелания «В добрый Час!». Княгиня Ольга – выдающаяся женщина древней Руси. Зачем люди летают в космос. Традиции русской свадьбы. Развитие внимания, мышления, творческого воображения, расширение словарного запаса. Фразеологизм – устойчивое словосочетание. Развитие внимания, мышления, памяти; расширение словарного запаса. Особенности жизни лебедя. Значение выражения «лебединая верность». 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 Развитие внимания, смысловой и слуховой памяти, мышления, речи, чувства рифмы и ритма, воображения, фантазии. Игра «С миру по Способы шифровки слов. нитке». Развитие внимания, памяти, мышления, речи. А ларчик просто Значение выражения «А открывался… ларчик просто открывался». Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, воображения. Работаем над Фразеологизмы-синонимы и фразеологизмами фразеологизмы-антонимы. Развитие внимания, мышления, воображения, словарного запаса. 1 1 1 13 И снова игра «С миру Значение и происхождение по нитке» фразеологизма «галопом по европам».Развитие внимания, воображения, пространственной ориентации. 1 14 Камни в Жемчуг. 1 15 16 17 18 легендах. Особенности жемчуга. Жемчуг в легендах. Развитие внимания, мышления, воображения, речи, фонематического слуха. Развесистая клюква.. . Значение фразеологизма «развесистая клюква». Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, воображения, фантазии, пространственной ориентации. Математическая Понятия «флор» и «фауна». карусель. Развитие внимания, логического мышления, воображения, конструкторских способностей Вот где собака Значение фразеологизма «вот зарыта. где собака зарыта». Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации. Разделать под орех. Происхождение и значение фразеологизма «разделать под орех». Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, в том числе нестандартного, 1 1 1 1 19 Пускаем пузыри. 20 Литературная угадайка. 21 Пришёл, победил… 22 23 24 25 26 речи. Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, воображения, артистических способностей. Мир детской зарубежной литературы. Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, речи. увидел, История происхождения и значения крылатого выражения «Пришёл, увидел, победил». Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, речи. «Альманах эрудита» Значение слов «альманах», «эрудиция», «афоризм», «хокку». Существует ли НЛО? Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, фантазии, быстроты реакции, поэтической речи. Зелёная улица. Значение и происхождение фразеологизма «зелёная улица». Развитие внимания, пространственной ориентации, творческого мышления, воображения, Не ударить в грязь Значение и происхождение лицом. фразеологизма «не ударить в грязь лицом». Развитие внимания, слуховой памяти, творческого мышления, артистических способностей. И снова «Альманах Атлантида. Гробница эрудит». Тутанхамона. Лохнесское чудовище. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии. Детективное Детективная лексика. агентство. Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, воображения. 1 1 1 1 1 1 1 1 Происхождение и значение фразеологизма «гордиев узел». Развитие внимания, логического мышления, воображения, словарного запаса. 28 Клуб любителей Биография Н.И. Лобачевского. математики. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти, ориентации в пространстве. 29 Журнал для Значение фразеологизма интеллектуалов «панический страх». «Всякая всячина». Развитие внимания, мышления, артистических способностей, воображения. 30 Не мытьём, так Значение фразеологизма «не катаньем. мытьём, так катаньем». Развитие внимания, логического мышления, воображения, речи. 31 И снова журнал Немецкий первопечатник XV «Всякая всячина». века Иоганн Гуттенберг. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения. 32 История История, традиции и обычаи христианского Пасхи. праздника Пасха. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. 33 Коллекция заданий История возникновения и для «стреляных значение фразеологизма воробьёв». «стреляный воробей». Развитие внимания, логического мышления, воображения. 34 Ромадан и Ураза- Обычаи и традиции Байрам мусульманских праздников Ромадан и Ураза-Байрам. Развитие внимания, мышления, памяти, воображения. Календарно-тематическое планирование 7 “Г» классс № Тема занятия Направление работы занятия 27 1 Гордиев узел. Здравствуй, школа Значение и происхождение фразеологизмов: «Танцевать от печки», «гол как сокол» 1 1 1 1 1 1 1 1 Колво часов 1 Дата Пред пола гаемая Факти чес кая 2 О себе любимом 3 Ещё немного о себе любимом 4 По страницам энциклопедий 5 ЖЗЛ. Альфред Нобель Чтобы лодыря не гонять… 6 7 Растения фразеологизмах 8 День народного единства Загадки сфинкса 9 10 11 12 во Учимся понимать друг друга Из истории параолимпийских игр Калейдоскоп исторических фактов 13 Колумбово яйцо 14 ЖЗЛ. Агата Кристи 15 В крестовый поход Значение и происхождение фразеологизма «круглый стол». Факторы, влияющие на произведение впечатления. Действия, жесты, определяющие психологическое состояние человека. Агрессия и её роль в жизни человека. Метод перевоплощения, как способ снятия агрессии. Понятия: «такт», «сальтомортале». Происхождение названия автомобиля «Мерседес» кондитерского изделия «ромовая баба» Биография А. Нобеля. Нобелевская премия. Значение происхождение фразеологизм «гонять лодыря». Значение и происхождение фразеологизмов «манна небесная», «задать перцу», «отделять плевелы от пшеницы», «дело табак» История возникновения праздника Значение фразеологизма «загадки сфинкса» Эмпатия. Роль улыбки в жизни человека История происхождения параолимпийского движения Загадка последних дней Гитлера. «Восток» - первый космический корабль. Теория условных рефлексов академика Павлова в действии. Исторически достоверный способ доказательства безопасности первого эскалатора в Лондоне. Значение и происхождение фразеологизма «колумбово яйцо А. Кристи – королева детектива. Жизнь и творчество. Значение происхождение фразеологизма «крестовый 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 поход» Пять почему на тему Почему у берёзы белый «Ботаника» ствол? Почему считается, что грибы жизненно необходимы в лесу? Почему считается, что зима полезна растениям? …как сивый мерин Значение и происхождение фразеологизм «Врать как сивый мерин» Белгородский кисель Значение и происхождение фразеологизма «белгородский кисель» ЖЗЛ. Жизнь и деятельность В. Вильгельм Конрад Конрада Рентгена. Рентген Составление характеристики человека на основе фактов его жизни.. Чтоб не потерпеть Значение и происхождение фиаско фразеологизма «потерпеть фиаско» Животные во Значение и происхождение фразеологизмах фразеологизмов «отставной козы барабанщик», «показать, где рак зимуют», «мышиная возня» С олимпийским Значение и происхождение спокойствием фразеологизма «олимпийское спокойствие» Оседлать Пегаса Четверостишия О. Хайяма – руби. «Быть» или «иметь»? Жизненные позиции: «иметь» и «быть». Чтобы дров не Значение и происхождение наломать фразеологизма «наломать дров» И снова животные во Значение и происхождение фразеологизмах фразеологизмов «три кита», «ход конём», «газетная утка», валаамова ослица» Букет творческих Значение и происхождение заданий фразеологизма «внести свою лепту» Я бросаю вам Значение и происхождение перчатку фразеологизма «я бросаю вам перчатку» История История возникновения христианского христианского праздника праздника «Благовещение» «Благовещение» Об официальных Новый год, Рождество, День праздниках России защитника Отечества, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 Второе дыхание 32 Коллекция заданий для тёртых калачей» 33 День семьи, любви и верности Не пуская пыль в глаза, подведём итоги 34 Международный женский день Значение и происхождение фразеологизма «второе дыхание» Значение и происхождение фразеологизма «тёртый калач» История происхождения праздника Значение и происхождение фразеологизм «пускать пыль в глаза» 1 1 1 1