Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
На ШМО
Заместитель директора
учителей гуманитарного
цикла
Протокол №1 от «29»
августа 2023 г.
___________________
Миронова А.В
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рассказы по истории Отечества»
для обучающихся 5-х классов
Нижний Новгород
2023
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАССКАЗЫ
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Место предмета «Рассказы по истории Отечества» в системе школьного
образования определяется его познавательным и мировоззренческим
значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
молодого человека. Рассказы по истории Отечества представляют
собирательную картину жизни людей во времени, их социального,
созидательного, нравственного опыта. Они служат важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от
уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАССКАЗЫ ПО
ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны, активно и творчески
применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и
социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской истории, понимание места и
роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его
культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Рассказы по истории Отечества» в 5-х классах
отводится 34 часа (1 час в неделю). Урочные занятия по курсу «Рассказы по
истории Отечества» возможны за счет части, формируемой участниками
образовательных отношений.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Рождение Руси (1 час)
Формы организации и виды деятельности: беседа, создание картыаппликации, диалог-игра, инсценировка.
Тема 2. Древняя Русь (9 часов)
Великая княгиня Ольга — устроительница Руси. Отвага и гибель князя
Святослава. Крещение Руси. Владимир Святой. Образование в Древней Руси.
Ярослав Мудрый. Господин Великий Новгород. Нашествие Батыя. Ледовое
побоище. Сергий Радонежский — игумен земли Русской. За свободу Руси!
Куликовская битва.
Тема 3. Московское государство (6 часов)
Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре. Единая страна —
единые законы. Судебник 1497 года. Москва строит новый Кремль. В Россию
приходит книгопечатание. Смута. Освобождение Москвы. Освоение Сибири.
Семен Дежнев.
Тема 4. Российская империя (9 часов)
Основание Петербурга. «Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут.
Заводская держава Урала. Век императриц. Борьба за Крым. Отечественная
война 1812 года. Бородинская битва. Освобождение крестьян. Строительство
Транссибирской магистрали. Первая мировая война: героизм и милосердие.
Тема 5. Советская Россия (6 часов)
СССР Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война. К
чужим берегам. «В буднях великих строек…». Сражение под Москвой.
Разгром гитлеровских войск под Сталинградом. Первые в космосе! Когда
взрослые были детьми.
Тема 6. Современная Россия (2 часа)
«Петр
Великий»
выходит
в
Воссоединение Крыма с Россией.
Резерв учебного времени – 1 час.
море.
Время
доброй
надежды.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРЕДМЕТА
Изучение курса Рассказы по истории Отечества» в 5 классе направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования
личностные результаты изучения курса должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения
курса
должны
отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса:
приобретение
первоначальных
навыков
работы
с
исторической
информацией;
формирование умения восстанавливать последовательность и длительность
событий;
расширение исторических представлений о разных эпохах истории
Отечества, приобретение начального опыта осмысления деяний личностей и
народов в истории своей страны;
готовность пополнять исторические знания, применять их для сохранения
исторических и культурных памятников страны.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Рождение Руси.
1
2
Велика княгиня Ольга
1
3
Отвага и гибель князя
Святослава
1
4
Крещение Руси. Владимир
Святой
1
5
Образование в государстве
Русь. Ярослав Мудрый
1
6
Господин Великий Новгород
1
7
Нашествие Батыя
1
8
Ледовое побоище.
1
9
Сергий Радонежский – игумен
земли Русской.
1
10
За свободу Руси! Куликовская
битва.
1
11
Земля Русская обретает
свободу. «Стояние» на реке
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f8d54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f8f2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f9380
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f9740
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f9c68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fa050
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fa244
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fa6ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863faa50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fabea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fadfc
Угре
12
Единая страна – единые
законы. Судебник 1497 года.
1
13
Москва строит новый кремль.
1
14
В Россию приходит
книгопечатание.
1
15
Смута. Освобождение
Москвы.
1
16
Освоение Сибири. Семён
Дежнёв.
1
17
Основание Петербурга.
1
18
«Гром победы, раздавайся!»
Полтава и Гангут.
1
19
Заводская держава Урала.
1
20
Век императриц.
1
21
Борьба за Крым.
1
22
Отечественная война 1812
года. Бородинская битва.
1
23
Освобождение крестьян.
1
24
Строительство
Транссибирской магистрали.
1
25
Первая мировая война:
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fb130
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fb324
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fb540
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fb748
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fbac2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fbdd8
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863fbfcc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fc26a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fc4c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fc6ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fc8dc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fcaf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fce2c
Библиотека ЦОК
героизм и милосердие.
https://m.edsoo.ru/863fd07a
26
Россия на переломе истории.
Революция и гражданская
война.
1
27
К чужим берегам.
1
28
«В буднях великих строек…».
1
29
Сражение под Москвой.
1
30
Разгром гитлеровских войск
под Сталинградом.
1
31
Первые в космосе!
1
32
«Пётр Великий» выходит в
море.
1
33
Время доброй надежды.
Воссоединение Крыма с
Россией.
1
34
Промежуточная аттестация
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fd336
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fd5c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fd836
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8640a31a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8640a770
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8640a91e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8640aae0
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8640ac84
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8640ae32
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Д. М. Володихин, С. Н. Рудник. Общественно-научные предметы.
Рассказы по истории Отечества. 5 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций; под ред. О. Ю. Васильевой. М. : Просвещение, 2021.— 192
с. : ил.— (Цивилизационное наследие России).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О. А. Борисова. Методическое пособие к учебнику «Рассказы по
истории Отечества. 5 класс» (авторы Д. М. Володихин, С. Н. Рудник;
под ред. О. Ю. Васильевой).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Ресурсы ЦОК
ttp://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/