Рассказы по истории Отечества

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На ШМО

Заместитель директора

учителей гуманитарного
цикла
Протокол №1 от «29»
августа 2023 г.

___________________
Миронова А.В

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рассказы по истории Отечества»
для обучающихся 5-х классов

Нижний Новгород
2023

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАССКАЗЫ
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Место предмета «Рассказы по истории Отечества» в системе школьного
образования определяется его познавательным и мировоззренческим
значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
молодого человека. Рассказы по истории Отечества представляют
собирательную картину жизни людей во времени, их социального,
созидательного, нравственного опыта. Они служат важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от
уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАССКАЗЫ ПО
ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны, активно и творчески
применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и
социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской истории, понимание места и
роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его
культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
 овладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между





людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Рассказы по истории Отечества» в 5-х классах
отводится 34 часа (1 час в неделю). Урочные занятия по курсу «Рассказы по
истории Отечества» возможны за счет части, формируемой участниками
образовательных отношений.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Рождение Руси (1 час)
Формы организации и виды деятельности: беседа, создание картыаппликации, диалог-игра, инсценировка.
Тема 2. Древняя Русь (9 часов)
Великая княгиня Ольга — устроительница Руси. Отвага и гибель князя
Святослава. Крещение Руси. Владимир Святой. Образование в Древней Руси.
Ярослав Мудрый. Господин Великий Новгород. Нашествие Батыя. Ледовое
побоище. Сергий Радонежский — игумен земли Русской. За свободу Руси!
Куликовская битва.
Тема 3. Московское государство (6 часов)
Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре. Единая страна —
единые законы. Судебник 1497 года. Москва строит новый Кремль. В Россию
приходит книгопечатание. Смута. Освобождение Москвы. Освоение Сибири.
Семен Дежнев.
Тема 4. Российская империя (9 часов)
Основание Петербурга. «Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут.
Заводская держава Урала. Век императриц. Борьба за Крым. Отечественная
война 1812 года. Бородинская битва. Освобождение крестьян. Строительство
Транссибирской магистрали. Первая мировая война: героизм и милосердие.
Тема 5. Советская Россия (6 часов)
СССР Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война. К
чужим берегам. «В буднях великих строек…». Сражение под Москвой.
Разгром гитлеровских войск под Сталинградом. Первые в космосе! Когда
взрослые были детьми.
Тема 6. Современная Россия (2 часа)

«Петр

Великий»

выходит

в

Воссоединение Крыма с Россией.
Резерв учебного времени – 1 час.

море.

Время

доброй

надежды.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРЕДМЕТА
Изучение курса Рассказы по истории Отечества» в 5 классе направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования
личностные результаты изучения курса должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального

российского

общества;

воспитание

чувства

ответственности и долга перед Родиной;
формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств

и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения

курса

должны

отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса:
приобретение

первоначальных

навыков

работы

с

исторической

информацией;
формирование умения восстанавливать последовательность и длительность
событий;
расширение исторических представлений о разных эпохах истории
Отечества, приобретение начального опыта осмысления деяний личностей и
народов в истории своей страны;

готовность пополнять исторические знания, применять их для сохранения
исторических и культурных памятников страны.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Рождение Руси.

1

2

Велика княгиня Ольга

1

3

Отвага и гибель князя
Святослава

1

4

Крещение Руси. Владимир
Святой

1

5

Образование в государстве
Русь. Ярослав Мудрый

1

6

Господин Великий Новгород

1

7

Нашествие Батыя

1

8

Ледовое побоище.

1

9

Сергий Радонежский – игумен
земли Русской.

1

10

За свободу Руси! Куликовская
битва.

1

11

Земля Русская обретает
свободу. «Стояние» на реке

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f8d54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f8f2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f9380

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f9740

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f9c68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fa050

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fa244

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fa6ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863faa50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fabea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fadfc

Угре
12

Единая страна – единые
законы. Судебник 1497 года.

1

13

Москва строит новый кремль.

1

14

В Россию приходит
книгопечатание.

1

15

Смута. Освобождение
Москвы.

1

16

Освоение Сибири. Семён
Дежнёв.

1

17

Основание Петербурга.

1

18

«Гром победы, раздавайся!»
Полтава и Гангут.

1

19

Заводская держава Урала.

1

20

Век императриц.

1

21

Борьба за Крым.

1

22

Отечественная война 1812
года. Бородинская битва.

1

23

Освобождение крестьян.

1

24

Строительство
Транссибирской магистрали.

1

25

Первая мировая война:

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fb130

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fb324

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fb540

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fb748

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fbac2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fbdd8

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863fbfcc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fc26a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fc4c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fc6ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fc8dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fcaf8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fce2c

Библиотека ЦОК

героизм и милосердие.

https://m.edsoo.ru/863fd07a

26

Россия на переломе истории.
Революция и гражданская
война.

1

27

К чужим берегам.

1

28

«В буднях великих строек…».

1

29

Сражение под Москвой.

1

30

Разгром гитлеровских войск
под Сталинградом.

1

31

Первые в космосе!

1

32

«Пётр Великий» выходит в
море.

1

33

Время доброй надежды.
Воссоединение Крыма с
Россией.

1

34

Промежуточная аттестация

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fd336

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fd5c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863fd836

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8640a31a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8640a770

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8640a91e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8640aae0

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8640ac84
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8640ae32

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Д. М. Володихин, С. Н. Рудник. Общественно-научные предметы.
Рассказы по истории Отечества. 5 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций; под ред. О. Ю. Васильевой. М. : Просвещение, 2021.— 192
с. : ил.— (Цивилизационное наследие России).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О. А. Борисова. Методическое пособие к учебнику «Рассказы по
истории Отечества. 5 класс» (авторы Д. М. Володихин, С. Н. Рудник;
под ред. О. Ю. Васильевой).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Ресурсы ЦОК
ttp://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».