Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО На ШМО Заместитель директора учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от «29» августа 2023 г. ___________________ Миронова А.В РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Рассказы по истории Отечества» для обучающихся 5-х классов Нижний Новгород 2023 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» Место предмета «Рассказы по истории Отечества» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. Рассказы по истории Отечества представляют собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Они служат важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Задачами изучения истории являются: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение предмета «Рассказы по истории Отечества» в 5-х классах отводится 34 часа (1 час в неделю). Урочные занятия по курсу «Рассказы по истории Отечества» возможны за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Рождение Руси (1 час) Формы организации и виды деятельности: беседа, создание картыаппликации, диалог-игра, инсценировка. Тема 2. Древняя Русь (9 часов) Великая княгиня Ольга — устроительница Руси. Отвага и гибель князя Святослава. Крещение Руси. Владимир Святой. Образование в Древней Руси. Ярослав Мудрый. Господин Великий Новгород. Нашествие Батыя. Ледовое побоище. Сергий Радонежский — игумен земли Русской. За свободу Руси! Куликовская битва. Тема 3. Московское государство (6 часов) Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре. Единая страна — единые законы. Судебник 1497 года. Москва строит новый Кремль. В Россию приходит книгопечатание. Смута. Освобождение Москвы. Освоение Сибири. Семен Дежнев. Тема 4. Российская империя (9 часов) Основание Петербурга. «Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут. Заводская держава Урала. Век императриц. Борьба за Крым. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва. Освобождение крестьян. Строительство Транссибирской магистрали. Первая мировая война: героизм и милосердие. Тема 5. Советская Россия (6 часов) СССР Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война. К чужим берегам. «В буднях великих строек…». Сражение под Москвой. Разгром гитлеровских войск под Сталинградом. Первые в космосе! Когда взрослые были детьми. Тема 6. Современная Россия (2 часа) «Петр Великий» выходит в Воссоединение Крыма с Россией. Резерв учебного времени – 1 час. море. Время доброй надежды. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА Изучение курса Рассказы по истории Отечества» в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования личностные результаты изучения курса должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса: приобретение первоначальных навыков работы с исторической информацией; формирование умения восстанавливать последовательность и длительность событий; расширение исторических представлений о разных эпохах истории Отечества, приобретение начального опыта осмысления деяний личностей и народов в истории своей страны; готовность пополнять исторические знания, применять их для сохранения исторических и культурных памятников страны. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего 1 Рождение Руси. 1 2 Велика княгиня Ольга 1 3 Отвага и гибель князя Святослава 1 4 Крещение Руси. Владимир Святой 1 5 Образование в государстве Русь. Ярослав Мудрый 1 6 Господин Великий Новгород 1 7 Нашествие Батыя 1 8 Ледовое побоище. 1 9 Сергий Радонежский – игумен земли Русской. 1 10 За свободу Руси! Куликовская битва. 1 11 Земля Русская обретает свободу. «Стояние» на реке 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8d54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8f2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f9380 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f9740 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f9c68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fa050 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fa244 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fa6ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863faa50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fabea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fadfc Угре 12 Единая страна – единые законы. Судебник 1497 года. 1 13 Москва строит новый кремль. 1 14 В Россию приходит книгопечатание. 1 15 Смута. Освобождение Москвы. 1 16 Освоение Сибири. Семён Дежнёв. 1 17 Основание Петербурга. 1 18 «Гром победы, раздавайся!» Полтава и Гангут. 1 19 Заводская держава Урала. 1 20 Век императриц. 1 21 Борьба за Крым. 1 22 Отечественная война 1812 года. Бородинская битва. 1 23 Освобождение крестьян. 1 24 Строительство Транссибирской магистрали. 1 25 Первая мировая война: 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb130 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb324 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb540 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb748 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fbac2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fbdd8 Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863fbfcc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc26a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc4c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc6ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc8dc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fcaf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fce2c Библиотека ЦОК героизм и милосердие. https://m.edsoo.ru/863fd07a 26 Россия на переломе истории. Революция и гражданская война. 1 27 К чужим берегам. 1 28 «В буднях великих строек…». 1 29 Сражение под Москвой. 1 30 Разгром гитлеровских войск под Сталинградом. 1 31 Первые в космосе! 1 32 «Пётр Великий» выходит в море. 1 33 Время доброй надежды. Воссоединение Крыма с Россией. 1 34 Промежуточная аттестация 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fd336 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fd5c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fd836 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640a31a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640a770 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640a91e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640aae0 Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8640ac84 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640ae32 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Д. М. Володихин, С. Н. Рудник. Общественно-научные предметы. Рассказы по истории Отечества. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций; под ред. О. Ю. Васильевой. М. : Просвещение, 2021.— 192 с. : ил.— (Цивилизационное наследие России). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ О. А. Борисова. Методическое пособие к учебнику «Рассказы по истории Отечества. 5 класс» (авторы Д. М. Володихин, С. Н. Рудник; под ред. О. Ю. Васильевой). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Ресурсы ЦОК ttp://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/