Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа
№ 6»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на ШМО учителей
начальных классов
заместитель директора
________________________
Протокол № 1 от «29»
августа 2023 г.
Галкина О.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 2-3 классов
Нижний Новгород 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной
программы сквозного экономического образования. Преподавание курса
основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании
различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий.
Поэтому, имея социально- экономическую направленность, данная программа
создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих
способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми
знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи
и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших
задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций,
экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в
мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников
сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном
выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.
Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и
человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание
предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Начальное экономическое образование является одним из факторов,
оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к
материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы
уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность
возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически
рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается
бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство,
как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время
правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они
сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в
начальной школе
носит пропедевтический
характер и подготавливает младших школьников к изучению
экономического компонента предметов «Обществознание», «География»,
«Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В процессе
экономического образования учащиеся
получают
представления
о
богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве,
результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать
зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его
потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение
природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к
природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как
оценки результата труда людей.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание
трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремленности,
предприимчивости,
ответственности,
уважения
к
труду
и
предпринимательской деятельности.
Задачи:
формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и
расходах, об общих принципах управления доходами и
расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих
принципах
кредитования
и
инвестирования,
о
предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и
защите прав потребителей;
формирование у обучающихся установки на необходимость вести
учет доходов и расходов, навыков планирования личного и
семейного бюджетов и их значимости;
формирование
понимания
необходимости
долгосрочного
финансового планирования, установки на необходимость
аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
формирования навыков оценивать свою кредитоспособность,
умения долгосрочного инвестирования;
формирование навыков составления бизнес - плана для
обеспечения продуманности действий в будущем;
обучение основным расчетам экономических показателей:
прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и
проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
В
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Финансовая
грамотность», составляет 68 часов (один час в неделю в каждом классе):
2 класс – 34 часов, 3 класс – 34 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление
первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы,
свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают
их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах
разных государств.
Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от
подделок бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
4. Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
3 КЛАСС
1. Откуда
в семье деньги (9 часов)
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в
наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником
дохода современного человека является заработная плата, размер заработной
платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том,
что собственник может получать арендную плату и проценты, государство
помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно
взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей
деньги.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
2. На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы
обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их
создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
3. Как
умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия: бюджет
план доходов и расходов. Люди
ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
4. Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются
сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное
общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Финансовая грамотность» на уровне начального
общего образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за
свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные :
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
составление текста в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет
умение определять элементарные проблемы в области семейных
финансов и путей их решения
умение проводить элементарные финансовые расчеты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1.1
Что такое деньги и откуда они
взялись
9
1.2
Рассмотрим деньги поближе. Защита
от подделок
8
1.3
Какие деньги были раньше в России
6
1.4
Современные деньги России и
других стран
11
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://www.uchportal.ru/load/136
http://www.uchportal.ru/load/136
http://www.uchportal.ru/load/136
http://www.uchportal.ru/load/136
2
2
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1.1
Откуда в семье деньги
9
http://www.uchportal.ru/load/136
1.2
На что тратятся деньги
10
http://www.uchportal.ru/load/136
1.3
Как управлять своими деньгами
5
http://www.uchportal.ru/load/136
1.4
Как делать сбережения
10
http://www.uchportal.ru/load/136
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Программа разработана с учетом решения задач воспитания, развития и социализации, обучающихся
средствами предмета. Направлена на актуализацию гражданского, патриотического, духовнонравственного, эстетического воспитания, ценности научного познания.
Количество часов
№ п/п
1
Тема урока
Вводное занятие.
3
Товар. Деньги. Виды денег.
Ликвидность.
Покупка.
4
Монеты. Бумажные деньги.
5
Виды денег: наличные,
безналичные
2
8
Виды денег: наличные,
безналичные
Деньги - средство обмена, а не
благо
Виды денег. Выгода обмена
9
Виды денег. Выгода обмена
6
7
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
1
1
1
http://www.uchportal.ru/load/136
1
1
1
1
1
10
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.
1
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.
11
12
http://www.uchportal.ru/load/136
1
Номинал. Банкнота. Купюра.
1
Номинал. Банкнота. Купюра.
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
http://www.uchportal.ru/load/136
1
Фальшивые деньги. Как их
отличить.
Металлические и бумажные
деньги.
Почему изготовление
фальшивых денег является
преступлением.
Почему изготовление
фальшивых денег является
преступлением.
Какие деньги были раньше в
России
«Меховые деньги».
Старинные деньги. Куны.
Денга.
Копейка. Гривна. Грош.
Алтын. Рубль. Гривенник.
Полтинник.
Ассигнация.
1
1
1
1
1
1
1
1
http://www.uchportal.ru/load/136
1
1
23
Происхождения денег.
1
25
Современные деньги России и
других стран
Банки. Деньги. Виды денег
26
Банки. Деньги. Виды денег
1
27
Доллары. Евро.
1
24
28
29
30
Виды денег: наличные,
безналичные,
электронные.
Виды денег: наличные,
безналичные,
электронные.
Пластиковые карты.
1
1
1
1
http://www.uchportal.ru/load/136
1
1
1
32
Деньги - средство обмена, а не
благо
Безналичный расчет.
33
Современные российские
деньги.
1
34
Итоговое занятие.
1
1
34
2
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
http://www.uchportal.ru/load/136
2
3 КЛАСС
Программа разработана с учетом решения задач воспитания, развития и социализации, обучающихся
средствами предмета. Направлена на актуализацию гражданского, патриотического, духовнонравственного, эстетического воспитания, ценности научного познания.
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Вводное занятие.
1
2
Доходы семьи.
1
3
Доходы семьи.
1
4
Зарплата.
1
5
Пенсия.
1
6
Пособия.
1
7
Стипендия.
1
8
Источники доходов.
1
9
Источники доходов.
1
10
Расходы.
1
11
Сбережения.
1
12
Сбережения.
1
13
Долги.
1
14
15
Расходы. Непредвиденные
расходы.
Расходы. Непредвиденные
расходы.
1
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
http://www.uchportal.ru/load/136
http://www.uchportal.ru/load/136
16
17
Понимание происхождения
расходов.
Понимание происхождения
расходов.
1
20
Различие планируемых и
непредвиденных расходов.
Различие планируемых и
непредвиденных расходов.
Расходы и доходы.
21
Семейный бюджет.
1
22
Семейный бюджет.
1
18
19
1
1
24
25
Виды сбережений.
1
26
Виды сбережений.
1
27
Банковский вклад.
1
28
Копилка.
1
29
Недвижимость.
1
1
1
1
31
Сравнение разных видов
сбережений.
Сравнение разных видов
сбережений.
32
Различие сбережений.
1
33
Различие сбережений.
1
34
Итоговое занятие.
1
30
http://www.uchportal.ru/load/136
1
Планирование семейного
бюджета.
Планирование семейного
бюджета.
23
1
1
1
http://www.uchportal.ru/load/136
1
1
1
http://www.uchportal.ru/load/136
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
2