Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на ШМО учителей начальных классов заместитель директора ________________________ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Галкина О.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Финансовая грамотность» для обучающихся 2-3 классов Нижний Новгород 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально- экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности. Задачи: формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей; формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости; формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования; формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В Общее число часов, отведённых на изучение курса «Финансовая грамотность», составляет 68 часов (один час в неделю в каждом классе): 2 класс – 34 часов, 3 класс – 34 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 КЛАСС 1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов) Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств. Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты. 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов) Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег. Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты. 3. Какие деньги были раньше в России (6 часов) Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты. 4. Современные деньги России и других стран (11 часов) Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов. Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты. 3 КЛАСС 1. Откуда в семье деньги (9 часов) В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты. 2. На что тратятся деньги (10 часов) Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты. 3. Как умно управлять своими деньгами (5 часов) Здесь даются понятия: бюджет план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты. 4. Как делать сбережения (10 часов) Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Финансовая грамотность» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные : понимание цели своих действий; составление простых планов с помощью учителя проявление познавательной и творческой инициативы; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. составление текста в устной и письменной формах; умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умение понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе; умение характеризовать виды и функции денег; знать источники доходов и направлений расходов семьи; умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет умение определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения умение проводить элементарные финансовые расчеты. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего 1.1 Что такое деньги и откуда они взялись 9 1.2 Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок 8 1.3 Какие деньги были раньше в России 6 1.4 Современные деньги России и других стран 11 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.uchportal.ru/load/136 http://www.uchportal.ru/load/136 http://www.uchportal.ru/load/136 http://www.uchportal.ru/load/136 2 2 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.1 Откуда в семье деньги 9 http://www.uchportal.ru/load/136 1.2 На что тратятся деньги 10 http://www.uchportal.ru/load/136 1.3 Как управлять своими деньгами 5 http://www.uchportal.ru/load/136 1.4 Как делать сбережения 10 http://www.uchportal.ru/load/136 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 2 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Программа разработана с учетом решения задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета. Направлена на актуализацию гражданского, патриотического, духовнонравственного, эстетического воспитания, ценности научного познания. Количество часов № п/п 1 Тема урока Вводное занятие. 3 Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность. Покупка. 4 Монеты. Бумажные деньги. 5 Виды денег: наличные, безналичные 2 8 Виды денег: наличные, безналичные Деньги - средство обмена, а не благо Виды денег. Выгода обмена 9 Виды денег. Выгода обмена 6 7 Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 1 1 http://www.uchportal.ru/load/136 1 1 1 1 1 10 Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. 1 Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. 11 12 http://www.uchportal.ru/load/136 1 Номинал. Банкнота. Купюра. 1 Номинал. Банкнота. Купюра. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 http://www.uchportal.ru/load/136 1 Фальшивые деньги. Как их отличить. Металлические и бумажные деньги. Почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Какие деньги были раньше в России «Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. 1 1 1 1 1 1 1 1 http://www.uchportal.ru/load/136 1 1 23 Происхождения денег. 1 25 Современные деньги России и других стран Банки. Деньги. Виды денег 26 Банки. Деньги. Виды денег 1 27 Доллары. Евро. 1 24 28 29 30 Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты. 1 1 1 1 http://www.uchportal.ru/load/136 1 1 1 32 Деньги - средство обмена, а не благо Безналичный расчет. 33 Современные российские деньги. 1 34 Итоговое занятие. 1 1 34 2 31 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 http://www.uchportal.ru/load/136 2 3 КЛАСС Программа разработана с учетом решения задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета. Направлена на актуализацию гражданского, патриотического, духовнонравственного, эстетического воспитания, ценности научного познания. № п/п Количество часов Тема урока Всего 1 Вводное занятие. 1 2 Доходы семьи. 1 3 Доходы семьи. 1 4 Зарплата. 1 5 Пенсия. 1 6 Пособия. 1 7 Стипендия. 1 8 Источники доходов. 1 9 Источники доходов. 1 10 Расходы. 1 11 Сбережения. 1 12 Сбережения. 1 13 Долги. 1 14 15 Расходы. Непредвиденные расходы. Расходы. Непредвиденные расходы. 1 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы http://www.uchportal.ru/load/136 http://www.uchportal.ru/load/136 16 17 Понимание происхождения расходов. Понимание происхождения расходов. 1 20 Различие планируемых и непредвиденных расходов. Различие планируемых и непредвиденных расходов. Расходы и доходы. 21 Семейный бюджет. 1 22 Семейный бюджет. 1 18 19 1 1 24 25 Виды сбережений. 1 26 Виды сбережений. 1 27 Банковский вклад. 1 28 Копилка. 1 29 Недвижимость. 1 1 1 1 31 Сравнение разных видов сбережений. Сравнение разных видов сбережений. 32 Различие сбережений. 1 33 Различие сбережений. 1 34 Итоговое занятие. 1 30 http://www.uchportal.ru/load/136 1 Планирование семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. 23 1 1 1 http://www.uchportal.ru/load/136 1 1 1 http://www.uchportal.ru/load/136 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 2